S&P подтвердило рейтинг GAMMA АО "Национальная компания "КазМунайГаз" на уровне GAMMA-4+ и отозвало его в связи с прекращением рейтингования в формате GAMMA
24.08.11 10:07
/Standard & Poor's, Москва, 23.08.11, перевод с английского Standard &
Poor's, заголовок KASE/ - Сегодня Служба рейтингов корпоративного
управления Standard & Poor's сообщила о подтверждении и одновременном
отзыве рейтинга GAMMA (governance, accountability, management, metrics,
and analysis - "Анализ и оценка эффективности корпоративного управления,
подотчетности и менеджмента") АО "Национальная компания
"КазМунайГаз"" (НК КМГ) GAMMA-4+, по шкале с градациями оценки от 1
(низкий) до 10 (высокий). НК КМГ - интегрированная нефтегазовая компания,
принадлежащая АО "Фонд национального благосостояния "Самрук-Казына"".
Рейтинг корпоративного управления GAMMA НК КМГ отозван по инициативе
Standard & Poor's в связи с решением Standard & Poor's прекратить оказание
услуг по оценке корпоративного управления по методологии GAMMA. Вместе
с тем Standard & Poor's продолжит проводить оценку корпоративного
управления в рамках кредитного анализа.
"Мы положительно оцениваем стремление Совета директоров и
менеджмента компании устранить те недостатки корпоративного
управления, которые ограничивали уровень рейтинга GAMMA. К ним
относятся недостаточная свобода НК КМГ в вопросах стратегии, а также
неопределенность в отношении социальной нагрузки, которая может быть
возложена на компанию в будущем, - отметил аналитик Службы рейтингов
корпоративного управления Standard & Poor's Олег Швырков. - Однако
может потребоваться время для того, чтобы эти инициативы принесли
конкретные результаты и стандарты корпоративного управления в компании
повысились".
Рейтинг GAMMA НК КМГ - результат оценки по четырем компонентам
анализа, с градациями оценки от 1 до 10:
- Влияние акционеров - 4+
- Права акционеров - 5
- Прозрачность, аудит и управление рисками - 5+ (повышен с 5)
- Эффективность Совета директоров, стратегический процесс, система
мотивации - 4+
Standard & Poor's отмечает следующие сильные стороны практики
корпоративного управления НК КМГ:
- представители акционера и независимые директора имеют высокую
квалификацию и значительный опыт работы в отрасли. Они
обеспечивают тщательный надзор за деятельностью менеджмента; при
этом решения, как правило, принимаются на основе консенсуса.
Независимым директорам принадлежит большинство мест во всех
комитетах при Совете директоров;
- компанию отличает высокий уровень прозрачности, в частности, в 2011 г.
существенно сократились сроки раскрытия информации. Аудит годовой
отчетности НК КМГ по МСФО проводит известная международная
аудиторская компания Ernst & Young;
- все основные элементы системы управления рисками внедрены и
опробованы на практике. Служба внутреннего аудита подотчетна
комитету по аудиту Совета директоров; в своей работе она использует
риск-ориентированный подход;
- НК КМГ является наиболее ценным активом фонда "Самрук-Казына".
Правительство Казахстана проводит работу по повышению уровня
корпоративного управления в подконтрольных ему компаниях. Так, по
инициативе правительства и "Самрук-Казыны" в Советы директоров
дочерних обществ фонда были введены компетентные независимые
директора, повысилась прозрачность компаний группы, были внедрены
процедуры управления рисками.
Вместе с тем проведенный Standard & Poor's анализ выявил некоторые
недостатки, присущие системе корпоративного управления компании:
- правительство Казахстана может оказывать влияние на НК КМГ с тем,
чтобы ресурсы компании направлялись на финансирование проектов,
имеющих государственное значение, но не являющихся профильными и
соответствующими инвестиционным критериям НК КМГ. Вследствие
такого влияния в прошлом НК КМГ имеет на балансе значительное
количество непрофильных активов. Такая нагрузка может отвлекать
управленческие ресурсы от основной деятельности и затруднять оценку
работы менеджмента;
- НК КМГ нередко служит инструментом государственной политики,
например, обеспечивая поставки нефтепродуктов на внутренний рынок
по доступным ценам. Деятельность компании в казахстанском секторе
нефтепереработки имеет преимущественно социальную
направленность. НК КМГ не обладает полной самостоятельностью в
определении политики вознаграждения менеджмента и стратегического
процесса;
- НК КМГ имеет ограниченную самостоятельность в вопросах
стратегического планирования. В то же время "Самрук-Казына" и
правительство нередко затрудняются однозначно сформулировать
стратегические ориентиры в отношении компании. Это негативно влияет
на эффективность стратегического планирования компании;
- независимым директорам принадлежит меньшинство голосов в Совете
директоров, и они не имеют формального права вето. В 2010-2011 гг.
они принимали участие в большинстве заседаний Совета директоров и его
комитетов в заочной форме (по телефону); по нашему мнению, это
ограничивает их влияние на принимаемые решения;
- существует ряд недостатков в области раскрытия информации, работа с
инвесторами только начинает развиваться.
Контакты аналитиков:
Олег Швырков, Москва, 7 (495) 783-40-45
oleg_shvyrkov@standardandpoors.com
Екатерина Марушкевич, Москва, 7 (495) 783-40-44
Ekaterina_Marushkevich@standardandpoors.com
Governance@standardandpoors.com
[2011-08-24]