S&P подтвердило рейтинг GAMMA АО "Национальная компания "КазМунайГаз" на уровне GAMMA-4+ и отозвало его в связи с прекращением рейтингования в формате GAMMA

24.08.11 10:07
/Standard & Poor's, Москва, 23.08.11, перевод с английского Standard & Poor's, заголовок KASE/ - Сегодня Служба рейтингов корпоративного управления Standard & Poor's сообщила о подтверждении и одновременном отзыве рейтинга GAMMA (governance, accountability, management, metrics, and analysis - "Анализ и оценка эффективности корпоративного управления, подотчетности и менеджмента") АО "Национальная компания "КазМунайГаз"" (НК КМГ) GAMMA-4+, по шкале с градациями оценки от 1 (низкий) до 10 (высокий). НК КМГ - интегрированная нефтегазовая компания, принадлежащая АО "Фонд национального благосостояния "Самрук-Казына"". Рейтинг корпоративного управления GAMMA НК КМГ отозван по инициативе Standard & Poor's в связи с решением Standard & Poor's прекратить оказание услуг по оценке корпоративного управления по методологии GAMMA. Вместе с тем Standard & Poor's продолжит проводить оценку корпоративного управления в рамках кредитного анализа. "Мы положительно оцениваем стремление Совета директоров и менеджмента компании устранить те недостатки корпоративного управления, которые ограничивали уровень рейтинга GAMMA. К ним относятся недостаточная свобода НК КМГ в вопросах стратегии, а также неопределенность в отношении социальной нагрузки, которая может быть возложена на компанию в будущем, - отметил аналитик Службы рейтингов корпоративного управления Standard & Poor's Олег Швырков. - Однако может потребоваться время для того, чтобы эти инициативы принесли конкретные результаты и стандарты корпоративного управления в компании повысились". Рейтинг GAMMA НК КМГ - результат оценки по четырем компонентам анализа, с градациями оценки от 1 до 10: - Влияние акционеров - 4+ - Права акционеров - 5 - Прозрачность, аудит и управление рисками - 5+ (повышен с 5) - Эффективность Совета директоров, стратегический процесс, система мотивации - 4+ Standard & Poor's отмечает следующие сильные стороны практики корпоративного управления НК КМГ: - представители акционера и независимые директора имеют высокую квалификацию и значительный опыт работы в отрасли. Они обеспечивают тщательный надзор за деятельностью менеджмента; при этом решения, как правило, принимаются на основе консенсуса. Независимым директорам принадлежит большинство мест во всех комитетах при Совете директоров; - компанию отличает высокий уровень прозрачности, в частности, в 2011 г. существенно сократились сроки раскрытия информации. Аудит годовой отчетности НК КМГ по МСФО проводит известная международная аудиторская компания Ernst & Young; - все основные элементы системы управления рисками внедрены и опробованы на практике. Служба внутреннего аудита подотчетна комитету по аудиту Совета директоров; в своей работе она использует риск-ориентированный подход; - НК КМГ является наиболее ценным активом фонда "Самрук-Казына". Правительство Казахстана проводит работу по повышению уровня корпоративного управления в подконтрольных ему компаниях. Так, по инициативе правительства и "Самрук-Казыны" в Советы директоров дочерних обществ фонда были введены компетентные независимые директора, повысилась прозрачность компаний группы, были внедрены процедуры управления рисками. Вместе с тем проведенный Standard & Poor's анализ выявил некоторые недостатки, присущие системе корпоративного управления компании: - правительство Казахстана может оказывать влияние на НК КМГ с тем, чтобы ресурсы компании направлялись на финансирование проектов, имеющих государственное значение, но не являющихся профильными и соответствующими инвестиционным критериям НК КМГ. Вследствие такого влияния в прошлом НК КМГ имеет на балансе значительное количество непрофильных активов. Такая нагрузка может отвлекать управленческие ресурсы от основной деятельности и затруднять оценку работы менеджмента; - НК КМГ нередко служит инструментом государственной политики, например, обеспечивая поставки нефтепродуктов на внутренний рынок по доступным ценам. Деятельность компании в казахстанском секторе нефтепереработки имеет преимущественно социальную направленность. НК КМГ не обладает полной самостоятельностью в определении политики вознаграждения менеджмента и стратегического процесса; - НК КМГ имеет ограниченную самостоятельность в вопросах стратегического планирования. В то же время "Самрук-Казына" и правительство нередко затрудняются однозначно сформулировать стратегические ориентиры в отношении компании. Это негативно влияет на эффективность стратегического планирования компании; - независимым директорам принадлежит меньшинство голосов в Совете директоров, и они не имеют формального права вето. В 2010-2011 гг. они принимали участие в большинстве заседаний Совета директоров и его комитетов в заочной форме (по телефону); по нашему мнению, это ограничивает их влияние на принимаемые решения; - существует ряд недостатков в области раскрытия информации, работа с инвесторами только начинает развиваться. Контакты аналитиков: Олег Швырков, Москва, 7 (495) 783-40-45 oleg_shvyrkov@standardandpoors.com Екатерина Марушкевич, Москва, 7 (495) 783-40-44 Ekaterina_Marushkevich@standardandpoors.com Governance@standardandpoors.com [2011-08-24]