Почему в Казахстане не может возникнуть ситуация, аналогичная конфликту ЮКОСа-Ходорсковского с властью?
19.11.03 00:00
/TuranAlem Securities, из недельного обозрения 10-14 ноября, Катерина
Карцева, 19.11.03/ - Спикер нижней палаты Мажилиса парламента
Республики Казахстан Жармахан Туякбай в ходе встречи с представителями
деловых кругов Канады в Торонто заверил слушателей от лица
правительства в том, что "возникновение ситуации, подобной "делу
Ходорковского", в Казахстане исключено". В качестве подтверждения своего
аргумента г-н Туякбай привел принятый парламентом "два-три года назад"
закон о легализации капитала, который "поставил точку на пересмотрах
приватизационных контрактов".
В целом, с г-н Туякбай согласиться можно - ситуация с ЮКОСОм вряд ли
может повториться у нас, возникновение которой, если не исключено, то
затруднено точно, но не только в силу принятого закона о легализации
капитала.
Изначально Россия и Казахстан пошли различными путями по приватизации
нефтегазовой отрасли. Если в России значительная доля нефтянки
приватизирована и находится в частных руках, то Казахстан избрал иную
модель приватизации. Многие крупнейшие предприятия приватизированы
частично, и государственное участие в лице национальной компании
"Казмунайгаз" обязательно. Более того, в Казахстане создана структура,
контролирующая всю производственную цепочку: от добычи до переработки
нефти и газа, что также отличает Казахстанскую нефтегазовую отрасль от
российской.
Так, НК "Казмунайгаз" где-то частично, где-то полностью контролирует
добычу нефти и газа в Республике; полностью контролирует
транспортировку нефти и газа как внутри страны, так и на экспорт (морские и
трубопроводные перевозки за исключением КТК, где доля КМГ составляет
19%). Переработка нефти - в частности один из трех отечественных НПЗ -
Атырауский, также находится под контролем КМГ, второй - Павлодарский
ПНЗ - под присмотром государства (49%). В России же трубопроводной
транспортировкой нефти заведует госкомпания "Транснефть", добычей и
транспортировкой газа госкомпания "Газпром", добычей нефти и ее
переработкой - множество крупных и мелких, государственных и
негосударственных, интегрированных и неинтегрированных компаний.
Наряду с этим необходимо отметить и другую отличительную черту развития
отношений частной собственности в нефтегазовой отрасли Казахстана.
Если российские предприятия вроде "ЮКОСа" находятся в руках российских
предпринимателей, то крупнейшие месторождения Казахстана - Тенгиз,
Кашаган - были проданы, и то частично, западным majors вроде
ChevronTexaco, ExхonMobil, BP. Менее крупные компании, но в то же время
играющие далеко не последнюю роль в отрасли и в экономике своих
областей - "Петроказахстан", "Актобемунайгаз", "Каражанбасмунай" -
проданы иностранным компаниям, со странами которых Казахстан вряд ли
захочет сориться. Споры с такими компаниями-странами в отношении прав
на собственность могут не только отпугнуть потенциальных инвесторов от
Каспийского шельфа, но и вызвать международный скандал и судебные
разбирательства на международном уровне.
Кроме того, ввиду вышеописанных факторов и существующих отношений в
нефтегазовой отрасли России, именно промышленники пытаются войти во
власть для лоббирования интересов индустрии, подобно тому, как это
пытался сделать М.Ходорковский. В Казахстане ситуация немного иная -
обычно люди, приближенные к власти, занимают руководящие посты в
промышленных предприятиях, особенно в таких отраслях экономики, как
нефтегазовая промышленность.
В заключении можно добавить, что в перспективе возникновение таких
конфликтов с властью правительство заведомо исключает путем
обязательного участия НК "Казмунайгаз" в проектах с контрольной долей в
собственности.
[2003-11-19]