Почему в Казахстане не может возникнуть ситуация, аналогичная конфликту ЮКОСа-Ходорсковского с властью?

19.11.03 00:00
/TuranAlem Securities, из недельного обозрения 10-14 ноября, Катерина Карцева, 19.11.03/ - Спикер нижней палаты Мажилиса парламента Республики Казахстан Жармахан Туякбай в ходе встречи с представителями деловых кругов Канады в Торонто заверил слушателей от лица правительства в том, что "возникновение ситуации, подобной "делу Ходорковского", в Казахстане исключено". В качестве подтверждения своего аргумента г-н Туякбай привел принятый парламентом "два-три года назад" закон о легализации капитала, который "поставил точку на пересмотрах приватизационных контрактов". В целом, с г-н Туякбай согласиться можно - ситуация с ЮКОСОм вряд ли может повториться у нас, возникновение которой, если не исключено, то затруднено точно, но не только в силу принятого закона о легализации капитала. Изначально Россия и Казахстан пошли различными путями по приватизации нефтегазовой отрасли. Если в России значительная доля нефтянки приватизирована и находится в частных руках, то Казахстан избрал иную модель приватизации. Многие крупнейшие предприятия приватизированы частично, и государственное участие в лице национальной компании "Казмунайгаз" обязательно. Более того, в Казахстане создана структура, контролирующая всю производственную цепочку: от добычи до переработки нефти и газа, что также отличает Казахстанскую нефтегазовую отрасль от российской. Так, НК "Казмунайгаз" где-то частично, где-то полностью контролирует добычу нефти и газа в Республике; полностью контролирует транспортировку нефти и газа как внутри страны, так и на экспорт (морские и трубопроводные перевозки за исключением КТК, где доля КМГ составляет 19%). Переработка нефти - в частности один из трех отечественных НПЗ - Атырауский, также находится под контролем КМГ, второй - Павлодарский ПНЗ - под присмотром государства (49%). В России же трубопроводной транспортировкой нефти заведует госкомпания "Транснефть", добычей и транспортировкой газа госкомпания "Газпром", добычей нефти и ее переработкой - множество крупных и мелких, государственных и негосударственных, интегрированных и неинтегрированных компаний. Наряду с этим необходимо отметить и другую отличительную черту развития отношений частной собственности в нефтегазовой отрасли Казахстана. Если российские предприятия вроде "ЮКОСа" находятся в руках российских предпринимателей, то крупнейшие месторождения Казахстана - Тенгиз, Кашаган - были проданы, и то частично, западным majors вроде ChevronTexaco, ExхonMobil, BP. Менее крупные компании, но в то же время играющие далеко не последнюю роль в отрасли и в экономике своих областей - "Петроказахстан", "Актобемунайгаз", "Каражанбасмунай" - проданы иностранным компаниям, со странами которых Казахстан вряд ли захочет сориться. Споры с такими компаниями-странами в отношении прав на собственность могут не только отпугнуть потенциальных инвесторов от Каспийского шельфа, но и вызвать международный скандал и судебные разбирательства на международном уровне. Кроме того, ввиду вышеописанных факторов и существующих отношений в нефтегазовой отрасли России, именно промышленники пытаются войти во власть для лоббирования интересов индустрии, подобно тому, как это пытался сделать М.Ходорковский. В Казахстане ситуация немного иная - обычно люди, приближенные к власти, занимают руководящие посты в промышленных предприятиях, особенно в таких отраслях экономики, как нефтегазовая промышленность. В заключении можно добавить, что в перспективе возникновение таких конфликтов с властью правительство заведомо исключает путем обязательного участия НК "Казмунайгаз" в проектах с контрольной долей в собственности. [2003-11-19]