Экономика СНГ растет быстро, но нестабильно - ЕБР

18.11.03 00:00
/REUTERS, Москва, Максим Филимонов, 18.11.03/ - Экономический рост в странах СНГ в 2003 году прогнозируется на уровне 6,2 процента по сравнению с 4,8 в 2002 году, однако по-прежнему зависит от высоких цен на природные ресурсы, а правительства недостаточно активно проводят структурные реформы, способные снизить эту зависимость. Об этом говорится в очередном докладе Transition Report, подготовленном Европейским банком реконструкции и развития и посвященном переходу стран Центральной и Восточной Европы к рыночной экономике. "Во всех странах СНГ реформы сдерживались институциональными проблемами, слабыми возможностями для проведения реформ в жизнь на всех уровнях власти, а также зачастую отсутствием политической воли", - говорится в докладе. Европейский банк, являющийся одним из крупнейших инвесторов в странах Восточной Европы и СНГ, условно разделил страны СНГ на две группы - богатых природными ресурсами - прежде всего, энергоносителями - и не имеющих больших запасов полезных ископаемых. К первой группе банк отнес Россию, Казахстан, Азербайджан и Туркмению. ЕБРР зафиксировал растущую зависимость "нефтяных стран" от энергоносителей, несмотря на все их усилия диверсифицировать экономику. Так, в России доля нефти и газа в экспорте выросла в 2002 году до 52,5 процента с 41 в 1999 году, в Казахстане - до 50,6 процента с 35,5, в Азербайджане - до 88,8 процента с 78,1. И если в России доля нефтегазового сектора в ВВП в 2002 году выросла не столь значительно по сравнению с 1999 годом - до 16,3 процента с 16,0, то в других "нефтяных" странах рост зависимости более значителен. В Казахстане этот показатель вырос в 2002 году до 21,1 процента с 12,9, а в Азербайджане - до 33,6 процента с 17,5. При этом почти во всех странах наблюдается высокое сальдо платежного баланса в связи с высокими поступлениями от нефтяного экспорта. "Управление макроэкономическими рисками, связанными с притоком валюты - давление на инфляцию и реальный обменный курс - а также нестабильное положение с доходами бюджета, является, пожалуй, основным испытанием для этих стран в среднесрочной перспективе", - говорится в докладе ЕБРР. По мнению аналитиков банка, у этих стран весьма ограниченные возможности для стерилизации излишней денежной ликвидности на национальных рынках в связи с недостаточным развитием банков и малым количеством финансовых инструментов. "До тех пор, пока возможности для связывания излишней ликвидности ограничены, а путей стерилизации денежной массы практически нет, чистый эффект от притока иностранной валюты приведет к росту инфляционного давления и ослабит конкурентоспособность несырьевого сектора, что в итоге ухудшит перспективы диверсификации экономики", - говорится в докладе. Кроме того, необходимо бороться с искушением увеличить бюджетные расходы при высоких ценах на нефть: в случае их падения обратное сокращение расходов представляется трудновыполнимым. Частично проблему могут решить стабилизационные фонды, которые созданы практически во всех "нефтяных странах" для аккумулирования дополнительных доходов от добычи энергоресурсов. Однако, по мнению ЕБРР, для того, чтобы такие фонды стали эффективными, они должны быть прозрачны и встроены в общую бюджетную систему. Кроме того, государствам необходимо активнее развивать финансовый сектор с целью более эффективного перераспределения нефтяных поступлений в экономике и стимулирования роста несырьевого сектора. ЕБРР прогнозирует, что экономический рост в России в 2003 году составит 6,2 процента по сравнению с 4,3 процента в 2002 году, в Казахстане - 9,0 процента (9,5), в Азербайджане - 9,4 процента (10,6). У КОГО НЕТ НЕФТИ ЕБРР пишет, что темпы экономического подъема в "ненефтяных" странах сохраняются на высоком уровне. Так, в Армении и Таджикистане второй год подряд фиксируется рекорд - 10 процентов, что связано с хорошими показателями развития промышленного сектора. На Украине этот показатель прогнозируется на 2003 год на уровне 5,5 процента по сравнению с 4,8 в 2002 году, в Белоруссии - 4,0 процента. "Несмотря на хорошие показатели роста в последние годы, уровень доходов населения в несырьевых странах по-прежнему очень низок. Широко распространена бедность, а страны очень зависят от внешних источников финансирования, зачастую на безвозмездной основе", - говорится в докладе. В качестве тревожащих примеров ЕБРР привел Молдавию и Грузию, сотрудничество которых с МВФ было в 2003 году приостановлено из-за проблем с выполнением обязательств по реформированию экономики. Это осложнило начало переговоров с Парижским клубом о реструктуризация долга, крайне важной как для Кишинева, так и для Тбилиси. ЕБРР отмечает, что в среднесрочной перспективе несырьевым странам необходимо решить проблему зависимости от российского рынка и поставок энергоносителей. По мнению экспертов ЕБРР, высокие цены на нефть, которые держатся последние несколько лет, практически не отразились на темпах экономического роста в регионе. Этот парадокс объясняется тем, что в расчетах внутри СНГ за энергоносители превалируют нерыночные механизмы, а цены также нельзя назвать рыночными. Кроме того, высокая зависимость от рынка РФ приводит к тому, что вслед за ростом цен на нефть возрастает спрос на импорт из этих стран среди российских потребителей. ЕБРР считает, что по мере роста покупательской способности россияне будут переориентироваться на более дорогие, но более качественные западные товары. Этот процесс может сыграть положительную роль для несырьевых стран, вынужденных повышать качество своей продукции. Однако эксперты банка предупреждают, что субсидируемый экспорт энергоносителей из России и других богатых нефтью и газом стран рано или поздно закончится, что может нанести непоправимый удар "несырьевым" экономикам. [2003-11-18]