Прогноз долгосрочного кредитного рейтинга "КазТрансОйл" пересмотрен на "Позитивный"

10.11.03 00:00
/Standard & Poor's, Москва, перевод с английского, 05.11.03/ - Сегодня Standard & Poor's сообщило о пересмотре прогноза долгосрочного кредитного рейтинга казахстанского оператора системы нефтепроводов компании "КазТрансОйл" (КТО) со "Стабильного" на "Позитивный". Одновременно Standard & Poor's подтвердило долгосрочный кредитный рейтинг и рейтинг необеспеченных приоритетных долговых обязательств казахстанской компании "КазТрансОйл" (КТО) на уровне "BB". Пересмотру прогноза предшествовал детальный анализ производственного и финансового профиля компании вслед за повышением суверенного рейтинга Республики Казахстан (по обязательствам в иностранной валюте: BB+/Стабильный/B; по обязательствам в национальной валюте: ВВВ- /Стабильный/А-3) 28 мая 2003 г. Кредитные рейтинги КТО отражают высокую зависимость основной деятельности компании от России (рейтинг по обязательствам в национальной валюте: BB+/Стабильный/B; рейтинг по обязательствам в иностранной валюте: BB/Стабильный/B) и российской государственной монополии, контролирующей нефтепроводы страны, - ОАО "Транснефть" (BB/Стабильный), а также уменьшающуюся роль КТО в экспорте добываемой в Республике Казахстан нефти после ввода в строй трубопровода КТК в 2001 г. Инфраструктура КТО требует значительных капиталовложений, а сама компания испытывает на себе все ограничения, связанные с работой в условиях переходной экономики (emerging economy). На данном уровне кредитного рейтинга эти риски компенсируются статусом КТО как крупнейшего оператора нефтепроводной инфраструктуры Казахстана, благоприятным режимом регулирования деятельности КТО, наличием долгосрочного соглашения между Россией и Казахстаном, гарантирующим минимальный объем транзита нефти через территорию России, стратегическим значением компании для материнской структуры - группы "КазМунайГаз" (КМГ), а также стабильным финансовым положением. КТО эксплуатирует большую часть нефтепроводной инфраструктуры Казахстана и транспортирует около трех четвертей всей добытой в стране нефти. В 2002 г. КТО отразила в отчетности выручку в размере 358 млн долл. США, что несколько превысило ожидания. В начале 2002 г. КТО вошла в состав государственной группы КМГ, в которую также входят газотранспортная монополия "КазТрансГаз" (BB/Стабильный/-), активы расформированной "Казахойл" и другие предприятия казахстанской нефтегазовой промышленности. Руководство КМГ управляет дочерними компаниями скорее как инвестиционный холдинг, координируя их деятельность, при этом позволяя производить заимствования на уровне дочерних компаний без каких-либо перераспределений денежных потоков внутри группы. Тем не менее Standard & Poor's анализирует группу КМГ на консолидированной основе, так как потенциально дочерние компании могут оказывать друг другу финансовую поддержку. В соответствии с применяемыми Standard & Poor's при присвоении рейтинга критериями оценки кредитоспособности материнских и дочерних компаний рейтинги КТО зависят от общего кредитного рейтинга КМГ. Несмотря на то, что КМГ в отличие от национальных компаний KEGOC (BB+/Стабильный/-)и "Казахстан Темир Жолы" (ВВ+/Стабильный/-) не является производителем базовых инфраструктурных услуг, эта группа, тем не менее, имеет важное значение для центрального правительства и в связи с этим может получить поддержку в потенциальной стрессовой ситуации. Вместе с тем КМГ понадобится время, чтобы доказать приверженность провозглашенной бизнес- и финансовой стратегии. В настоящее время КТО занимает доминирующее положение на казахстанском рынке транспортировки нефти. С вводом в строй и постепенным наращиванием пропускной способности трубопровода КТК, значительно расширяющего возможности нефтяных компаний Казахстана по транспортировке продукции, ожидается некоторое ухудшение рыночного положения КТО и перспектив дальнейшего развития этой компании. В то же время отрицательные последствия такой конкуренции для рыночного положения КТО будут, вероятнее всего, компенсированы стремительным увеличением объемов нефтедобычи в Казахстане и ожидаемым вводом в строй новых трубопроводных маршрутов, которые обеспечат дополнительный спрос на услуги КТО. Финансовое положение КТО остается прочным в связи с благоприятным режимом тарифного регулирования. При том, что в 2004 г. тарифная структура может быть изменена в целях повышения конкурентоспособности КТО, не ожидается, что такое изменение отрицательно скажется на выручке или прибыли компании. Планируемые инвестиционные проекты, вполне возможно, будут финансироваться по схеме проектного финансирования или будут подкреплены долгосрочными контрактами на транспортировку нефти. Возможная передача 51% доли КМГ в компании "МунайТас", вероятно, приведет к появлению дополнительных долговых обязательств в сумме 150 млн долл. на консолидированном балансе КТО, однако это не должно привести к какому-либо существенному ухудшению кредитоспособности компании. Рейтинги основаны на предположении, что, несмотря на частичное финансирование масштабной инвестиционной программы за счет заемных средств, финансовые показатели компании останутся достаточно стабильными на протяжении последующих пяти лет, а отношение совокупной задолженности к совокупному капиталу не превысит 30-35%. Standard & Poor's ожидает, что коэффициент обеспеченности процентных выплат поступлениями от основной деятельности останется в течение того же периода достаточно высоким - более 6,0. В случае, если новые инвестиционные проекты будут подкреплены долгосрочными контрактами, целевые финансовые показатели могут быть скорректированы. Ликвидность Позиция ликвидности КТО не вызывает опасений. По состоянию на начало ноября 2003 г. остатки денежных средств компании составляли почти 274 млн долл., что превышает общий объем долга в компании. Денежные средства за вычетом депозитов, выступающих обеспечением по кредитам другим дочерним компаниям КМГ, составляют около 175 млн долл., что значительно превышает объем задолженности, подлежащей погашению в течение 12 месяцев (менее 15 млн долл.). Прогноз Прогноз "Позитивный" отражает вероятность повышения рейтинга КТО в случае, если КМГ продолжит демонстрировать приверженность бизнес- и финансовой политике группы. Прогноз отражает ожидания Standard & Poor's относительно того, что КТО останется крупнейшим нефтетранспортным предприятием Казахстана, по крайней мере в среднесрочной перспективе, и что, несмотря на конкуренцию со стороны КТК, объемы деятельности компании будут увеличиваться за счет роста добычи нефти в Казахстане и развития системы нефтепроводов; при этом компании удастся сохранить устойчивое финансовое положение. Рейтинг-лист До С КазТрансОйл Кредитный рейтинг заемщика BB/Позитивный/- BB/Стабильный/- Рейтинг необеспеченных приоритетных долговых обязательств BB BB Для получения более подробной информации: Михаил Галкин, Москва, 7 (095) 783-41-32 Пол Лунд, Лондон, 44 (207) 826-37-15 Адреса электронной почты аналитиков: mikhail_galkin@standardandpoors.com paul_lund@standardandpoors.com Infrastructureeurope@standardandpoors.com [2003-11-10]