ИНТЕРВЬЮ-Казахстан строит новые нефтепроводы, предлагает РФ транзит

10.09.03 00:00
/REUTERS, Астана, Алексей Калмыков, 10.09.03/ - Казахстан, не имеющий выхода к морю и все больше зависящий от нефтяного транзита через Россию, хочет сам стать транзитным государством для российской нефти за счет строительства нефтепровода в Китай и поставок нефти в Иран, сказал Рейтер генеральный директор госкомпании Казтрансойл Аскар Сманкулов. Казахстан активно наращивает добычу нефти и хочет в течение десятилетия войти в число крупнейших производителей, добывая к 2010 году 100 миллионов тонн, а к 2015 - 150 миллионов тонн нефти в год. С ростом добычи растет прокачка нефти по трубопроводной системе Казтрансойла и доходы госкомпании, однако на экспортных направлениях она испытывает жесткую конкуренцию со стороны Каспийского трубопроводного консорциума (КТК), построившего первый крупный частный нефтепровод на территории бывшего СССР от казахского месторождения Тенгиз к российскому порту на Черном море. С ростом добычи, по мнению Сманкулова, Казахстан будет вынужден не только расширить все существующие направления экспорта, но и построить новые трубопроводы. Казтрансойл готов сделать это самостоятельно и надеется, что новые мощности будут использованы в том числе и для транзита нефти российских производителей, резко увеличивающих добычу и жалующихся на недостаток экспортных маршрутов. "Для Казахстана нужно, чтобы к 2010 году КТК работал в полном объеме, да и не только КТК, но и мы с Атырау-Самара, и новые направления должны в полном объеме быть загружены", - сказал Сманкулов в интервью Рейтер. КТК к этому времени должен выйти на мощность 67 миллионов тонн в год, а единственный пока экспортный нефтепровод Казтрансойла Атырау- Самара, мощности которого сейчас составляют 16,0-16,5 миллиона тонн, а загрузка - около 15 миллионов тонн в год, будет расширен до 30 миллионов тонн, надеется Сманкулов. Остальная нефть должна пойти в Китай по новому нефтепроводу и через два нефтяных терминала на Каспии в Иран, Азербайджан и российский порт в Махачкале. "Китай - это первый большой план нашего правительства, что это направление должно работать", - сказал Сманкулов. Первый участок трубопровода Кенкияк-Атырау уже сдан в эксплуатацию - по нему работающая в Актюбинской области на северо-западе Казахстана китайская CNPC пока прокачивает сырье на запад, в КТК. Строительство двух участков - Кенкияк-Аральск-Кумколь и Атасу-Алашанькоу - позволит соединить запад и восток Казахстана и начать прокачку нефти в Китай. Первоначально казахстанская сторона говорила о совместном строительстве с китайской стороной и предлагала российским компаниям участие в проекте, благодаря завершению которого они получат выход на китайский рынок по нефтепроводу Омск-Павлодар-Атасу. Теперь Казтрансойл говорит, что готов построить нефтепровод самостоятельно, лишь бы были гарантированные объемы прокачки. "Финансирование - это не проблема. При наличии гарантированных объемов по любому направлению Казтрансойл способен построить самостоятельно любой нефтепровод", - сказал Сманкулов. По его словам, запуск китайского направления будет стоить более $1 миллиарда. В перспективе мощность китайского трубопровода может составить до 50 миллионов тонн нефти в год, из которых 30 миллионов Казахстан может предложить России. "Сейчас в плане пропускная способность Атасу-Алашанькоу - до 50 миллионов тонн. Наша задача привести сюда объем (добытой в Казахстане нефти) в 20 миллионов тонн. Реально это сделать за три года. Полностью система начнет работать к 2006 году", - сказал Сманкулов. Между тем, Россия сама сейчас изучает варианты строительства нефтепровода в Китай и страны Азиатско-Тихоокеанского региона - из Ангарска в Дацин и Находку. Однако процесс согласования проектов пока тормозится. ДРУГИЕ МАРШРУТЫ Помимо восточного - китайского - направления Казтрансойл хочет наращивать поставки на юг и на север - через Россию. Глава Казтрансойла сказал, что надеется на увеличение прокачки нефти по недозагруженному Атырау-Самара. Среди причин, сдерживающих в настоящее время рост поставок в этом направлении, он назвал отсутствие совместного с российской монополией Транснефть банка качества нефти, конкуренцию со стороны частного КТК, имеющего такой механизм, и недостаток нефти в связи с увеличением загрузки НПЗ в Казахстане в период посевной. Экспорт казахской нефти по Атырау-Самара в 2003 году, по словам Сманкулова, останется примерно на уровне прошлого года - около 15 миллионов тонн. Между тем КТК, прокачавший в 2002 году 11 миллионов тонн нефти, за восемь месяцев отгрузил более 9,0 миллиона тонн и сейчас по нему ежемесячно уходит на экспорт свыше 1,1 миллиона тонн. Сманкулов отрицает наличие противоречий с российским коллегами из Транснефти и полагает, что согласованное на межгосударственном уровне поэтапное расширение Атырау-Самара до 30 миллионов тонн в год - вопрос времени. "Мы постараемся этот вопрос ускорить. Это не дешевое удовольствие - в пределах $180 миллионов в общем", - сказал Сманкулов, уточнив, что каждая сторона финансирует расширение своего участка. Общая протяженность Атырау-Самара составляет 697 километров, из которых 535 километров приходится на Казахстан, 162 - на Россию. Тем временем Казахстан ищет новые маршруты, все больше заглядываясь на юг. "Цитируя наших руководителей, я могу сказать, что на сегодняшний день самое экономически выгодное направление - южное", - сказал Сманкулов. "Удручает, что здесь больше политики, чем экономики", - добавил он. Нефтепровод в Иран пока остается мечтой Казахстана, неосуществимой ввиду санкций США в отношении Тегерана. Казтрансойл, по словам Сманкулова, занимается строительством тех объектов, которые выбрала его материнская компания Казмунайгаз. Пока она только обсуждает иранский трубопровод с французской Total , работающей на шельфе Каспия. Экспорт в Иран пока ограничивается небольшими поставками морем по сделкам замещения (swap). Казтрансойл хочет оживить это направление за счет российской нефти, задействовав нефтепровод Омск-Павлодар- Чимкент-Чарджоу (Сейдинский НПЗ) и нефтеналивную эстакаду под Чимкентом. "Надо использовать наши транзитные возможности: на Сейдинский НПЗ в Туркмении. Это иранское направление. Мы предложение сделали: в этом направлении использовать нефтеналивную эстакаду в 50 км от Чимкента, чтобы железной дорогой возить как на Туркмению на переработку, так и в Иран - пожалуйста", - сказал Сманкулов, признав в то же время, что "пока не готова узбекская сторона, какие-то вопросы стоят и по туркменской стороне". "Но как первый этап мы можем уже железной дорогой возить. Наши возможности налива составляют, как минимум 1,0-1,2 миллиона тонн (в год)", - добавил он. Кроме того, до 10 миллионов тонн дополнительных поставок через Каспий, в том числе для загрузки нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан, обеспечит в будущем новый морской терминал на Каспии - в Курыке, что в 60 километрах к югу от действующего терминала в Актау. [2003-09-10]