ИНТЕРВЬЮ-Казахстан строит новые нефтепроводы, предлагает РФ транзит
10.09.03 00:00
/REUTERS, Астана, Алексей Калмыков, 10.09.03/ - Казахстан, не имеющий
выхода к морю и все больше зависящий от нефтяного транзита через
Россию, хочет сам стать транзитным государством для российской нефти
за счет строительства нефтепровода в Китай и поставок нефти в Иран,
сказал Рейтер генеральный директор госкомпании Казтрансойл Аскар
Сманкулов.
Казахстан активно наращивает добычу нефти и хочет в течение
десятилетия войти в число крупнейших производителей, добывая к 2010
году 100 миллионов тонн, а к 2015 - 150 миллионов тонн нефти в год. С
ростом добычи растет прокачка нефти по трубопроводной системе
Казтрансойла и доходы госкомпании, однако на экспортных направлениях
она испытывает жесткую конкуренцию со стороны Каспийского
трубопроводного консорциума (КТК), построившего первый крупный
частный нефтепровод на территории бывшего СССР от казахского
месторождения Тенгиз к российскому порту на Черном море.
С ростом добычи, по мнению Сманкулова, Казахстан будет вынужден не
только расширить все существующие направления экспорта, но и построить
новые трубопроводы. Казтрансойл готов сделать это самостоятельно и
надеется, что новые мощности будут использованы в том числе и для
транзита нефти российских производителей, резко увеличивающих добычу
и жалующихся на недостаток экспортных маршрутов.
"Для Казахстана нужно, чтобы к 2010 году КТК работал в полном объеме,
да и не только КТК, но и мы с Атырау-Самара, и новые направления
должны в полном объеме быть загружены", - сказал Сманкулов в интервью
Рейтер.
КТК к этому времени должен выйти на мощность 67 миллионов тонн в год, а
единственный пока экспортный нефтепровод Казтрансойла Атырау-
Самара, мощности которого сейчас составляют 16,0-16,5 миллиона тонн, а
загрузка - около 15 миллионов тонн в год, будет расширен до 30 миллионов
тонн, надеется Сманкулов.
Остальная нефть должна пойти в Китай по новому нефтепроводу и через
два нефтяных терминала на Каспии в Иран, Азербайджан и российский
порт в Махачкале.
"Китай - это первый большой план нашего правительства, что это
направление должно работать", - сказал Сманкулов.
Первый участок трубопровода Кенкияк-Атырау уже сдан в эксплуатацию -
по нему работающая в Актюбинской области на северо-западе Казахстана
китайская CNPC пока прокачивает сырье на запад, в КТК. Строительство
двух участков - Кенкияк-Аральск-Кумколь и Атасу-Алашанькоу - позволит
соединить запад и восток Казахстана и начать прокачку нефти в Китай.
Первоначально казахстанская сторона говорила о совместном
строительстве с китайской стороной и предлагала российским компаниям
участие в проекте, благодаря завершению которого они получат выход на
китайский рынок по нефтепроводу Омск-Павлодар-Атасу. Теперь
Казтрансойл говорит, что готов построить нефтепровод самостоятельно,
лишь бы были гарантированные объемы прокачки.
"Финансирование - это не проблема. При наличии гарантированных
объемов по любому направлению Казтрансойл способен построить
самостоятельно любой нефтепровод", - сказал Сманкулов. По его словам,
запуск китайского направления будет стоить более $1 миллиарда.
В перспективе мощность китайского трубопровода может составить до 50
миллионов тонн нефти в год, из которых 30 миллионов Казахстан может
предложить России.
"Сейчас в плане пропускная способность Атасу-Алашанькоу - до 50
миллионов тонн. Наша задача привести сюда объем (добытой в Казахстане
нефти) в 20 миллионов тонн. Реально это сделать за три года. Полностью
система начнет работать к 2006 году", - сказал Сманкулов.
Между тем, Россия сама сейчас изучает варианты строительства
нефтепровода в Китай и страны Азиатско-Тихоокеанского региона - из
Ангарска в Дацин и Находку. Однако процесс согласования проектов пока
тормозится.
ДРУГИЕ МАРШРУТЫ
Помимо восточного - китайского - направления Казтрансойл хочет
наращивать поставки на юг и на север - через Россию.
Глава Казтрансойла сказал, что надеется на увеличение прокачки нефти по
недозагруженному Атырау-Самара. Среди причин, сдерживающих в
настоящее время рост поставок в этом направлении, он назвал отсутствие
совместного с российской монополией Транснефть банка качества нефти,
конкуренцию со стороны частного КТК, имеющего такой механизм, и
недостаток нефти в связи с увеличением загрузки НПЗ в Казахстане в
период посевной.
Экспорт казахской нефти по Атырау-Самара в 2003 году, по словам
Сманкулова, останется примерно на уровне прошлого года - около 15
миллионов тонн. Между тем КТК, прокачавший в 2002 году 11 миллионов
тонн нефти, за восемь месяцев отгрузил более 9,0 миллиона тонн и сейчас
по нему ежемесячно уходит на экспорт свыше 1,1 миллиона тонн.
Сманкулов отрицает наличие противоречий с российским коллегами из
Транснефти и полагает, что согласованное на межгосударственном уровне
поэтапное расширение Атырау-Самара до 30 миллионов тонн в год -
вопрос времени.
"Мы постараемся этот вопрос ускорить. Это не дешевое удовольствие - в
пределах $180 миллионов в общем", - сказал Сманкулов, уточнив, что
каждая сторона финансирует расширение своего участка. Общая
протяженность Атырау-Самара составляет 697 километров, из которых 535
километров приходится на Казахстан, 162 - на Россию.
Тем временем Казахстан ищет новые маршруты, все больше заглядываясь
на юг.
"Цитируя наших руководителей, я могу сказать, что на сегодняшний день
самое экономически выгодное направление - южное", - сказал Сманкулов.
"Удручает, что здесь больше политики, чем экономики", - добавил он.
Нефтепровод в Иран пока остается мечтой Казахстана, неосуществимой
ввиду санкций США в отношении Тегерана. Казтрансойл, по словам
Сманкулова, занимается строительством тех объектов, которые выбрала
его материнская компания Казмунайгаз. Пока она только обсуждает
иранский трубопровод с французской Total , работающей на
шельфе Каспия.
Экспорт в Иран пока ограничивается небольшими поставками морем по
сделкам замещения (swap). Казтрансойл хочет оживить это направление за
счет российской нефти, задействовав нефтепровод Омск-Павлодар-
Чимкент-Чарджоу (Сейдинский НПЗ) и нефтеналивную эстакаду под
Чимкентом.
"Надо использовать наши транзитные возможности: на Сейдинский НПЗ в
Туркмении. Это иранское направление. Мы предложение сделали: в этом
направлении использовать нефтеналивную эстакаду в 50 км от Чимкента,
чтобы железной дорогой возить как на Туркмению на переработку, так и в
Иран - пожалуйста", - сказал Сманкулов, признав в то же время, что "пока
не готова узбекская сторона, какие-то вопросы стоят и по туркменской
стороне".
"Но как первый этап мы можем уже железной дорогой возить. Наши
возможности налива составляют, как минимум 1,0-1,2 миллиона тонн (в
год)", - добавил он.
Кроме того, до 10 миллионов тонн дополнительных поставок через Каспий,
в том числе для загрузки нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан, обеспечит
в будущем новый морской терминал на Каспии - в Курыке, что в 60
километрах к югу от действующего терминала в Актау.
[2003-09-10]