Повышение рейтинга Казахстана не развеяло тревоги инвесторов

05.06.03 00:00
/REUTERS, Алматы, Олжас Ауезов, 05.06.03/ - Повышение суверенного рейтинга Казахстана агентством Standard & Poor's, которое оставило страну в спекулятивной категории, не дает стране значительных выгод, но указывает на наличие серьезных проблем, считают аналитики. На прошлой неделе S&P повысило Казахстану долгосрочный рейтинг заимствований в иностранной валюте до "ВВ+" с "ВВ", поставив страну на одну планку с Египтом и Сальвадором. Участники рынка и аналитики ждали повышения рейтинга осенью и сразу на две ступени - до инвестиционного "BBB-", значительно расширяющего круг потенциальных покупателей долговых бумаг страны и удешевляющего заимствования. S&P присвоило рейтинги на уровне "ВВВ-" Болгарии, Хорватии, Таиланду и Мексике. "Практические последствия повышения рейтинга ограничены тем, что в ближайшем будущем Казахстан вряд ли будет заимствовать деньги на международных рынках, что связано с законодательством, разрешающим заимствовать только при дефиците бюджета", - считает президент Deutche Bank Securities Kazakhstan Аскар Елемесов. Правительство Казахстана выполнило бюджет 2002 года с практически без дефицита, а в бюджет-2003 заложило относительно небольшой дефицит в $550 миллионов или 1,9 процента ВВП, который без труда профинансирует за счет дешевых внутренних займов. Внешние заимствования намного более важны для крупных госкомпаний, вынужденных модернизировать стареющую инфраструктуру и финансировать дорогостоящие проекты, связанные с освоением богатого нефтью шельфа Каспия, и банков, которые агрессивно наращивают активы, одновременно увеличивая сроки кредитования. Однако банки и госкомпании едва ли выиграют от повышения суверенного рейтинга, поскольку их рейтинги не будут автоматически пересматриваться. Более того, S&P подчеркнуло, что повышение рейтинга Казахстана отражает в основном хорошие перспективы роста сырьевой экономики страны и улучшение фискальной позиции правительства, тогда как институционально- правовая система и прозрачность госуправления - факторы, влияющие на рейтинги всех казахстанских заемщиков, - оставляют желать лучшего. "На банки и компании прямого влияния в краткосрочной перспективе (данное повышение рейтинга агентством S&P) не окажет", - уверен Елемесов. "Следующий шаг (по рейтинговой шкале) будет иметь далеко идущие последствия", - добавил он. Повышение рейтинга Казахстана до инвестиционного уровня Ваа3 агентством Moody's в сентябре 2002 года позволило крупнейшим казахстанским банкам разместить масштабные выпуски еврооблигаций и резко подтолкнуло вверх цены обращавшихся к тому моменту на рынке казахстанских бумаг. По словам Елемесова, наличие инвестиционного рейтинга от двух ведущих агентств позволит Казахстану претендовать на собственную нишу на международном рынке капиталов. "Любой инвестор сможет предусмотреть долю на Казахстан в своем портфеле, что сделает кредитные ресурсы для местных заемщиков более дешевыми и долгосрочными", - сказал он. "САМОДОВОЛЬСТВО" ПРАВИТЕЛЬСТВА И ЖАЛОБЫ ИНВЕСТОРОВ S&P считает, что для перехода в инвестиционную категорию "двумя ногами" Казахстану следует улучшить деловой климат, госуправление и продвинуться в структурных и политических реформах. В то же время иностранные инвесторы и наблюдатели, напротив, констатируют ухудшение делового климата на фоне провозглашенного правительством равенства внутренних и внешних инвесторов и соблюдения "баланса интересов". "Хотя общие индикаторы делового климата в Казахстане, по оценке Всемирного банка и ЕБРР, улучшились, при поправке на экономический рост видно, что фактически они ухудшились", - говорится в распространенном на этой неделе докладе регионального директора Всемирного банка по Центральной Азии Денниса де Трэя. "Многие (иностранные) инвесторы жалуются на ухудшение инвестиционного климата в Казахстане", - сказал советник первого вице-президента нефтегазовой госкомпании Казмунайгаз Кожахан Абенов на конференции American Alumni Club (AAC), собравшей в конце мая выпускников американских ВУЗов в Казахстане и представителей бизнеса. Инвесторов особенно насторожил спор правительства Казахстана и нефтяного гиганта ChevronTexaco - совладельцев крупнейшей в стране нефтедобывающей компании Тенгизшевройл, чуть не поставивший крест на проекте расширения добычи на гигантском месторождении Тенгиз. "Случай с Тенгизшевройлом отрицательно сказался на имидже Казахстана", - сказал советник президента государственной компании по привлечению инвестиций Казинвест Микаэль Краузе, также выступавший на конференции AAC. "Правительство стало немного самодовольным", - считает он. ГОСУДАРСТВО НЕ СПЕШИТ УХОДИТЬ ИЗ ЭКОНОМИКИ Повысив рейтинг Казахстана на одну ступень и оставив его в спекулятивной зоне, S&P еще раз дало понять, что толстый кошелек правительства и разумная бюджетно-денежная политика вовсе не отменяют необходимости перестраивать экономику и повышать эффективность управления. Однако пока власти Казахстана не особо прислушиваются к мнению экспертов рейтингового агентства. Так, через несколько месяцев после того, как S&P критически отозвалось о частой смене топ-менеджеров госкомпаний, правительство сменило главу нефтегазового холдинга Казмунайгаз, просидевшего на этом месте чуть больше года. Приватизация крупных компаний, к которой призывает S&P, в последнее время ограничивается продажей относительно небольших госпакетов акций предприятий, контролируемых стратегическими инвесторами. В то же время, в конце прошлого года правительство вернуло в госсобственность обремененную долгами авиакомпанию Эйр Казахстан и пока не сообщало о намерении в обозримом будущем хотя бы частично приватизировать какую- либо из крупных компаний, полностью принадлежащих государству. Притормозив разгосударствление экономики, сырьевой Казахстан встал на путь развития обрабатывающих производств за счет казны, направив госсредства в уставные фонды государственных институтов вроде Банка развития, инновационного и инвестиционного фондов. Подобная политика не обрадовала банкиров, которые считают, что могли бы сами выполнять эту функцию. "Частный сектор мог бы заниматься эффективным размещением этих средств, если бы правительство, например, проводило аукционную продажу инвестиционных ресурсов через тендеры", - считает аналитик Центра национального экономического развития Надир Бурнашев. "Правительство слишком часто вмешивается в бизнес", - уверен Краузе из Казинвеста. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев в своем апрельском послании народу порекомендовал правительству стимулировать частные инвестиции снижением налогов. Правительство тут же предложило парламенту снизить ставки подоходного и социального налогов, однако заявило, что иностранные нефтяные компании - основные инвесторы в экономику страны, - напротив, пользуются слишком либеральным налоговым режимом, и пообещало ужесточить его. Инвесторы, в свою очередь, жалуются, что исполнительные и налоговые органы на местах не справляются с планированием и администрированием уже существующих налогов. "Налоговое администрирование остается слабым... планирование (областных) бюджетов остро нуждается в реформе", - посетовал на конференции ААС директор по корпоративным налогам нефтяной компании Hurricane Overseas Ltd Том Миннехэн. "Законы хорошие, но когда доходит до администрирования, особенно в регионах, то возникают большие сомнения в полном соответствии системы букве закона", - считает Елемесов из DB Securities. [2003-06-05]