Казахстан и Азербайджан подготовят соглашение по Баку-Джейхан в 03г
11.03.03 00:00
/REUTERS, Алматы, 11.03.03/ - Государственные нефтяные компании
Казахстана и Азербайджана намерены в течение 2003 года разработать
соглашение, которое определит схему стыковки нефтетранспортных
маршрутов Актау-Баку и Баку-Джейхан, сообщил управляющий директор
казахстанского государственного нефтегазового холдинга Казмунайгаз
Каиргельды Кабылдин.
"Мы планируем в течение этого года подготовить первый вариант этого
межправительственного соглашения", - сказал Кабылдин на пресс-
конференции во вторник после очередного раунда переговоров с
представителями азербайджанской нефтедобывающей ГНКАР и BTC Co.,
сооружающей нефтепровод Баку-Джейхан.
Кабылдин не назвал планируемые объемы поставки казахстанской нефти по
данному маршруту.
"Это будут определять спонсоры (нефтедобывающие компании), исходя из
тех объемов, которые будут приниматься на вход в Баку-Джейхан", - сказал
он.
В Казахстане работают четыре компании, владеющие долями в проекте
Баку-Джейхан: ENI (5 процентов), TotalFinaElf (5 процентов), Inpex (2,5
процента) и ConocoPhillips (2,5 процента). Нефтепровод с пропускной
способностью 50 миллионов тонн в год планируется ввести в строй в 2005
году.
Посол Казахстана в Азербайджане Андарь Шукпутов сказал Рейтер в начале
марта, что объем транзита казахстанской нефти через Азербайджан и
Грузию, осуществляемого по железной дороге, в 2003 году вырастет до трех
миллионов тонн с двух миллионов тонн в прошлом году. По мнению посла, в
нефтепровод Баку- Джейхан может направляться нефть с северного
шельфа казахстанского сектора Каспия, промышленная добыча которой
начнется через два года.
Глава ГНКАР Натик Алиев предположил, что поставка казахстанской нефти
в систему Баку-Джейхан начнется еще позднее.
"Я думаю, что это произойдет не раньше 2008-2009 года, а может быть, и
позже", - сказал он.
Управляющий директор Казмунайгаза также сказал, что Казахстан пока не
планирует прокладывать трубопровод по дну Каспия для того, чтобы связать
терминалы Актау и Баку.
"Технически это возможно, но на первых порах экономически эффективнее
использовать морской транспорт", - сказал Кабылдин, добавив, что
сооружению нефтепровода препятствуют как политические, так и
экологические проблемы.
В конце февраля спецпредставитель РФ по Каспию Виктор Калюжный
сказал, что Россия выступает против строительства данного нефтепровода,
поскольку реализация данного проекта угрожает экологии водоема.
Добыча нефти в Казахстане в 2002 году составила 47 миллионов тонн, а к
2010 году страна планирует довести этот объем до 100 миллионов тонн.
[2003-03-11]