S&P предлагает Казахстану повысить эффективность госкомпаний

18.02.03 00:00
/REUTERS, Алматы, Олжас Ауезов, 18.02.03/ - Рейтинговое агентство Standard & Poor's предупредило казахстанские государственные компании, что не будет автоматически повышать их кредитные рейтинги в случае улучшения суверенной оценки Казахстана, и призвало власти страны повысить эффективность управления и прозрачность нацкомпаний. В отчете S&P, опубликованном в понедельник вечером, речь идет об операторе электросетей KEGOC, железнодорожной монополии Казахстан темир жолы и компаниях нефтегазового холдинга Казмунайгаз. "Необходимым условием повышения рейтингов инфраструктурных компаний следует считать в первую очередь снижение страновых рисков, в том числе улучшение институциональной системы, системы тарифного регулирования, а также системы управления государственным имуществом", - пишет S&P. "В то же время суверенный рейтинг может быть повышен вследствие укрепления финансового положения центрального правительства, тогда как уровень страновых рисков может по-прежнему оставаться высоким, сдерживая кредитоспособность национальных заемщиков", - говорится в документе. Казахстан, внешние активы которого превышают $5,5 миллиарда при объеме правительственного долга около $2,9 миллиарда, осенью прошлого года получил инвестиционный рейтинг от агентства Moody's. Агентство S&P в июне 2002 года присвоило республике рейтинг на одну ступень ниже инвестиционного - "BB+" с позитивным прогнозом. KEGOC и Казахстан темир жолы имеют рейтинги ниже - "ВВ" с позитивным прогнозом; входящие в Казмунайгаз нефтетранспортная Казтрансойл и оператор газопроводов Казтрансгаз - "ВВ" со стабильным прогнозом. Агентство считает, что, несмотря на устойчивые рыночные позиции, хорошие перспективы роста, основанные на быстрых темпах развития национальной экономики, и низкую долговую нагрузку, кредитоспособность вышеназванных госкомпаний сдерживается высокой зависимостью от экономики России и ее инфраструктуры, устаревшей производственной базой и недостаточной прозрачностью тарифного регулирования. S&P также указывает на частые перемещения менеджмента и реструктуризации, полагая, что они проводятся "скорее по политическим мотивам, а не с целью повышения эффективности". "В то время как для снижения зависимости от российской экономики... и модернизации производственной базы... потребуется, по всей видимости, несколько лет, два других фактора, ограничивающих рейтинги, могут быть устранены быстрее, так как находятся под контролем правительства и самих компаний", - полагает S&P. Агентство указывает на риск административного замораживания или снижения тарифов в случае экономического спада и рекомендует правительству повысить прозрачность и предсказуемость системы регулирования. "Другим важным негативным фактором (который также находится под контролем президента и правительства республики) следует считать постоянное перемещение активов и менеджмента в инфраструктурных компаниях, - говорится в отчете. - Замена или ротация высшего руководства во всех ключевых государственных компаниях, похоже, происходит не реже одного раза в год". "Частые изменения в руководстве, а также корпоративной структуре предприятий представляют собой значительный фактор риска, так как они подрывают стабильность и предсказуемость стратегии, производственных и финансовых характеристик компаний, - предупреждает S&P. - В конце концов продолжение подобной практики может привести к понижению кредитных рейтингов в секторе инфраструктуры". В 2002 году власти Казахстана объединили в холдинг Казмунайгаз госкомпании Казахойл, Казтрансойл и Казтрансгаз, частично сменив их менеджмент, а также частично изменили структуру и руководство Казахстан темир жолы, прежний руководитель которой сейчас обвиняется в хищениях. [2003-02-18]