S&P предлагает Казахстану повысить эффективность госкомпаний
18.02.03 00:00
/REUTERS, Алматы, Олжас Ауезов, 18.02.03/ - Рейтинговое агентство
Standard & Poor's предупредило казахстанские государственные компании,
что не будет автоматически повышать их кредитные рейтинги в случае
улучшения суверенной оценки Казахстана, и призвало власти страны
повысить эффективность управления и прозрачность нацкомпаний.
В отчете S&P, опубликованном в понедельник вечером, речь идет об
операторе электросетей KEGOC, железнодорожной монополии Казахстан
темир жолы и компаниях нефтегазового холдинга Казмунайгаз.
"Необходимым условием повышения рейтингов инфраструктурных компаний
следует считать в первую очередь снижение страновых рисков, в том числе
улучшение институциональной системы, системы тарифного регулирования,
а также системы управления государственным имуществом", - пишет S&P.
"В то же время суверенный рейтинг может быть повышен вследствие
укрепления финансового положения центрального правительства, тогда как
уровень страновых рисков может по-прежнему оставаться высоким,
сдерживая кредитоспособность национальных заемщиков", - говорится в
документе.
Казахстан, внешние активы которого превышают $5,5 миллиарда при
объеме правительственного долга около $2,9 миллиарда, осенью прошлого
года получил инвестиционный рейтинг от агентства Moody's. Агентство S&P
в июне 2002 года присвоило республике рейтинг на одну ступень ниже
инвестиционного - "BB+" с позитивным прогнозом.
KEGOC и Казахстан темир жолы имеют рейтинги ниже - "ВВ" с позитивным
прогнозом; входящие в Казмунайгаз нефтетранспортная Казтрансойл и
оператор газопроводов Казтрансгаз - "ВВ" со стабильным прогнозом.
Агентство считает, что, несмотря на устойчивые рыночные позиции,
хорошие перспективы роста, основанные на быстрых темпах развития
национальной экономики, и низкую долговую нагрузку, кредитоспособность
вышеназванных госкомпаний сдерживается высокой зависимостью от
экономики России и ее инфраструктуры, устаревшей производственной
базой и недостаточной прозрачностью тарифного регулирования.
S&P также указывает на частые перемещения менеджмента и
реструктуризации, полагая, что они проводятся "скорее по политическим
мотивам, а не с целью повышения эффективности".
"В то время как для снижения зависимости от российской экономики... и
модернизации производственной базы... потребуется, по всей видимости,
несколько лет, два других фактора, ограничивающих рейтинги, могут быть
устранены быстрее, так как находятся под контролем правительства и самих
компаний", - полагает S&P.
Агентство указывает на риск административного замораживания или
снижения тарифов в случае экономического спада и рекомендует
правительству повысить прозрачность и предсказуемость системы
регулирования.
"Другим важным негативным фактором (который также находится под
контролем президента и правительства республики) следует считать
постоянное перемещение активов и менеджмента в инфраструктурных
компаниях, - говорится в отчете. - Замена или ротация высшего руководства
во всех ключевых государственных компаниях, похоже, происходит не реже
одного раза в год".
"Частые изменения в руководстве, а также корпоративной структуре
предприятий представляют собой значительный фактор риска, так как они
подрывают стабильность и предсказуемость стратегии, производственных и
финансовых характеристик компаний, - предупреждает S&P. - В конце
концов продолжение подобной практики может привести к понижению
кредитных рейтингов в секторе инфраструктуры".
В 2002 году власти Казахстана объединили в холдинг Казмунайгаз
госкомпании Казахойл, Казтрансойл и Казтрансгаз, частично сменив их
менеджмент, а также частично изменили структуру и руководство Казахстан
темир жолы, прежний руководитель которой сейчас обвиняется в хищениях.
[2003-02-18]