Казахстан хочет удвоить ВВП к 2010 году, развивая новые отрасли

28.01.03 00:00
/REUTERS, Астана, Алексей Калмыков, 28.01.03/ - Крупнейшая экономика Центральной Азии, богатый минеральными ресурсами Казахстан, надеется к 2010 году удвоить ВВП за счет развития нефтяной отрасли и создания новых ориентированных на экспорт производств, сказал в интервью Рейтер министр экономики и бюджетного планирования Кайрат Келимбетов. Глава недавно созданного ведомства, отмечающий во вторник свое 34- летие, уверен, что государство должно постепенно снижать вмешательство в экономику, сокращать налоговое бремя и через создание инвестиционных институтов способствовать развитию инновационных отраслей за счет сверхдоходов нефтяной отрасли - основного источника доходов бюджета. "Это объективная реальность - наша экономика и ее рост в основном будут связаны с ростом объемов добычи (нефти) и ценовым фактором", - сказал Келимбетов. "Наш путь - экспортная ориентация. Но в разных отраслях. У нас очень способное к инновациям население, и на этом пути, возможно, Казахстан будет развиваться - за счет перетока нефтяных денег через Нацфонд и Банк развития". Казахстан, у которого 60 процентов экспорта приходится на минеральные продукты, перечисляет в Национальный фонд часть доходов нефтяной отрасли в период высоких цен на сырье, чтобы застраховать бюджет на случай продолжительного снижения стоимости нефти на мировых рынках. Банк развития, в свою очередь, призван инвестировать государственные средства в наиболее привлекательные средне- и долгосрочные проекты. "Они специально были придуманы, чтобы мы не расслаблялись", - говорит Келимбетов. Казахстан пытается отойти от сырьевой зависимости, объявив одним из приоритетов создание импортозамещающих производств и развитие обрабатывающей промышленности, однако новый министр полагает, что только инновации способны обеспечить Казахстану необходимую диверсификацию доходов. "Понятно, что мы на пути импортозамещения вообще-то много не сделаем, и вообще, избирать импортозамещение как философию - это неправильно. Опыт Латинской Америки это показал: импортозамещающие отрасли сильно развились, а потом у них хватало денег ходить в правительство и выбивать льготы, чтобы закрывать свой рынок. Сейчас, когда мы должны вступить в ВТО, это просто невозможно", - сказал Келимбетов. "В тех странах, в которых есть такие сырьевые ресурсы, экономического роста на основе обрабатывающей промышленности, как правило, не наступало. Если в стране нет ничего, то она, как считается, более конкурентоспособна. В краткосрочной перспективе, наверное, ситуация надежнее у нас, в долгосрочной - это вопрос", - сказал Келимбетов, указав на опасность упования лишь на доходы от сырьевого экспорта, которую он охарактеризовал как "эффект успокоения". ВВП ДОЛЖЕН УДВОИТЬСЯ Тем не менее, пока судьба была благосклонна к Казахстану. Высокие мировые цены на нефть и металлы позволили добиться 13,2-процентного роста экономики в 2001 году и по меньшей мере 9,5-процентного роста в 2002 году. При этом прогнозы правительства всегда отличались консервативностью и финальные цифры оказывались выше ожиданий. Келимбетов уверен, что в этом году ситуация также окажется благоприятной, и из трех прогнозов правительства - пессимистичного, реалистичного и оптимистичного - верным окажется последний. "Я в этом году предлагал премьер-министру принять оптимистический сценарий, но у нас еще осторожность с 1998-99 годов есть, хотя каждый год показывает, что получается оптимистический сценарий", - сказал он. По словам Келимбетова, превышение прогнозного роста ВВП в 2002 году на 2,5 процентного пункта объясняется тем, что добыча нефти выросла на 17 процентов при прогнозе 11 процентов, а сбор зерна составил почти 16 миллионов тонн при прогнозе 13 миллионов. "Нефть и зерно добавили 1,6 процентного пункта роста ВВП, 0,9 процентного пункта связано с мультипликативным эффектом", - сказал Келимбетов. В дальнейшем экономика Казахстана, по его словам, будет расти примерно на семь процентов в год. "С 2000 по 2010 год политическая задача - удвоение ВВП. Для этого надо расти в среднем на семь процентов в год", - сказал он. По реалистичному сценарию, предполагающему цены на нефть в $20-23 за баррель, экономический рост в 2003 году составит 6,3 процента, в 2004 - 6,3 процента, в 2005 - 6,5 процента, а в 2006 году - 8,6 процента. Это связано с ожиданием первой добычи на шельфе Казахстана, где сосредоточены огромные нефтяные ресурсы, программа разработки которых будет готова к апрелю, а первые тендеры проведены в конце 2003 - начале 2004 годов. В прошлом году Казахстан добыл 47,2 миллиона тонн нефти с газовым конденсатом и, по словам Келимбетова, намерен увеличить добычу до 52,7 миллиона в 2003 году, а к 2015 году за счет разработки шельфа довести производство до 150 миллионов тонн, войдя в пятерку стран - крупнейших экспортеров нефти. Если при этом средняя цена барреля нефти на мировых рынках не опустится ниже $26, то экономический рост в Казахстане, по словам Келимбетова, будет "зашкаливать за восемь процентов" с 2004 года, составив в 2003-2006 годах, соответственно, 7,8; 8,8; 8,1 и 9,1 процента. Однако нефтяное будущее страны кажется министру экономики не столь однозначным. "Концептуально надо понять, будет ли Казахстан выпускать все это (150 миллионов тонн к 2015 году). Во-первых, потянет ли экология Каспия, и какая ситуация будет с заменителями (нефти), с ценой и так далее", - сказал он, вновь напомнив о необходимости развивать "новую экономику". "Конкурентоспособность стран увеличивается за счет склонности к инновациям и модернизации своей экономики. Способность придумывать что-то новое. Нужно находить свою нишу, а не производить весь полный спектр товаров. Правда, все этого хотят, и сказать, что у нас есть конкурентоспособные преимущества - сложно. Мы пытаемся создать условия, а наш частный сектор должен найти два-три направления, которые государство так или иначе сможет поддержать", - сказал он. ГОСУДАРСТВО ГОТОВО УСТУПИТЬ ИНИЦИАТИВУ Келимбетов, отвечающий за идеологию бюджета, уверен, что определение приоритетных отраслей для инвестирования нефтяных денег - дело частного бизнеса, а государство должно ограничиться финансовой поддержкой этих инициатив. "Есть иллюзии, что государство может в индустриальной политике правильно выбрать приоритеты, угадать, какая отрасль должна развиваться. Я считаю, что это неправильный подход, он в целом не оправдал себя нигде в мире". "Роль государства - участвовать все-таки в создании условий для частного сектора, а финансировать оно может только объекты инфраструктуры и социальную сферу. Вот основные принципы", - сказал Келимбетов, добавив, что ключевым инструментом поддержки новых отраслей должен стать Банк развития. Для этого, в частности, правительство намерено "значительно", по словам Келимбетова, увеличить капитал банка, пока составляющий $200 миллионов. На это могут быть направлены средства от продажи 24,65- процентного госпакета крупнейшего медного производителя Казахмыс, за который в конце прошлого года правительство выручило около $200 миллионов, и доход от намеченного на вторник тендера по продаже 31,76 процента акций крупнейшего производителя глинозема в регионе - компании Алюминий Казахстана - со стартовой ценой $20 миллионов. Между тем, сейчас законодательно доходы от приватизации должны направляться на финансирование дефицита бюджета, определенного в 2003 году в размере 82,8 миллиарда тенге, или 2,0 процента ВВП. Келимбетов сказал, что с принятием разработанного его ведомством Бюджетного кодекса ситуация должна принципиально измениться, а решение о перераспределении доходов от приватизации в текущем году может быть принято в середине года после анализа макроэкономических итогов первого полугодия и оценки ситуации на мировом нефтяном рынке в свете возможной войны в Ираке. "Сейчас есть препон в виде законодательства, по которому поступления от приватизации идут на финансирование дефицита бюджета. То есть, можно уже сейчас ничего не занимать, приватизация уже закрыла дефицит. Но я думаю, мы вернемся к этому вопросу - этот системный фактор надо изъять", - сказал он. "Для финансирования дефицита бюджета мы предлагаем оставить только заимствования - внутренние и внешние", - добавил Келимбетов. Касаясь возможности приватизации национальных компаний, которые до сих пор играют значительную роль в нефтяной, телекоммуникационной, железнодорожной и других отраслях экономики 15-миллионного Казахстана, министр отметил, что государство должно сначала навести в них порядок. "Естественно, наступает момент, когда надо привлекать частный менеджмент. Где выгодно, там можно и продавать, и предложение на фондовом рынке надо увеличивать, но пока, я считаю, слишком рано об этом говорить. До этого надо предприятие подготовить, чтобы оно было прозрачным, финансово привлекательным", - сказал он. "По всем нашим нацкомпаниям прозрачности для самого государства нет, я уж не говорю про инвестора. Мы начали эту работу, и я предполагаю, что в течение двух- трех лет мы финансовые потоки лучше поймем. Мы возьмем какие-то рычаги управления, укрепим советы директоров сотрудниками администрации президента, правительства". [2003-01-28]