Казахстан хочет удвоить ВВП к 2010 году, развивая новые отрасли
28.01.03 00:00
/REUTERS, Астана, Алексей Калмыков, 28.01.03/ - Крупнейшая экономика
Центральной Азии, богатый минеральными ресурсами Казахстан, надеется к
2010 году удвоить ВВП за счет развития нефтяной отрасли и создания новых
ориентированных на экспорт производств, сказал в интервью Рейтер
министр экономики и бюджетного планирования Кайрат Келимбетов.
Глава недавно созданного ведомства, отмечающий во вторник свое 34-
летие, уверен, что государство должно постепенно снижать вмешательство
в экономику, сокращать налоговое бремя и через создание инвестиционных
институтов способствовать развитию инновационных отраслей за счет
сверхдоходов нефтяной отрасли - основного источника доходов бюджета.
"Это объективная реальность - наша экономика и ее рост в основном будут
связаны с ростом объемов добычи (нефти) и ценовым фактором", - сказал
Келимбетов.
"Наш путь - экспортная ориентация. Но в разных отраслях. У нас очень
способное к инновациям население, и на этом пути, возможно, Казахстан
будет развиваться - за счет перетока нефтяных денег через Нацфонд и Банк
развития".
Казахстан, у которого 60 процентов экспорта приходится на минеральные
продукты, перечисляет в Национальный фонд часть доходов нефтяной
отрасли в период высоких цен на сырье, чтобы застраховать бюджет на
случай продолжительного снижения стоимости нефти на мировых рынках.
Банк развития, в свою очередь, призван инвестировать государственные
средства в наиболее привлекательные средне- и долгосрочные проекты.
"Они специально были придуманы, чтобы мы не расслаблялись", - говорит
Келимбетов.
Казахстан пытается отойти от сырьевой зависимости, объявив одним из
приоритетов создание импортозамещающих производств и развитие
обрабатывающей промышленности, однако новый министр полагает, что
только инновации способны обеспечить Казахстану необходимую
диверсификацию доходов.
"Понятно, что мы на пути импортозамещения вообще-то много не сделаем, и
вообще, избирать импортозамещение как философию - это неправильно.
Опыт Латинской Америки это показал: импортозамещающие отрасли сильно
развились, а потом у них хватало денег ходить в правительство и выбивать
льготы, чтобы закрывать свой рынок. Сейчас, когда мы должны вступить в
ВТО, это просто невозможно", - сказал Келимбетов.
"В тех странах, в которых есть такие сырьевые ресурсы, экономического
роста на основе обрабатывающей промышленности, как правило, не
наступало. Если в стране нет ничего, то она, как считается, более
конкурентоспособна. В краткосрочной перспективе, наверное, ситуация
надежнее у нас, в долгосрочной - это вопрос", - сказал Келимбетов, указав
на опасность упования лишь на доходы от сырьевого экспорта, которую он
охарактеризовал как "эффект успокоения".
ВВП ДОЛЖЕН УДВОИТЬСЯ
Тем не менее, пока судьба была благосклонна к Казахстану. Высокие
мировые цены на нефть и металлы позволили добиться 13,2-процентного
роста экономики в 2001 году и по меньшей мере 9,5-процентного роста в
2002 году. При этом прогнозы правительства всегда отличались
консервативностью и финальные цифры оказывались выше ожиданий.
Келимбетов уверен, что в этом году ситуация также окажется благоприятной,
и из трех прогнозов правительства - пессимистичного, реалистичного и
оптимистичного - верным окажется последний.
"Я в этом году предлагал премьер-министру принять оптимистический
сценарий, но у нас еще осторожность с 1998-99 годов есть, хотя каждый год
показывает, что получается оптимистический сценарий", - сказал он.
По словам Келимбетова, превышение прогнозного роста ВВП в 2002 году на
2,5 процентного пункта объясняется тем, что добыча нефти выросла на 17
процентов при прогнозе 11 процентов, а сбор зерна составил почти 16
миллионов тонн при прогнозе 13 миллионов.
"Нефть и зерно добавили 1,6 процентного пункта роста ВВП, 0,9 процентного
пункта связано с мультипликативным эффектом", - сказал Келимбетов.
В дальнейшем экономика Казахстана, по его словам, будет расти примерно
на семь процентов в год.
"С 2000 по 2010 год политическая задача - удвоение ВВП. Для этого надо
расти в среднем на семь процентов в год", - сказал он.
По реалистичному сценарию, предполагающему цены на нефть в $20-23 за
баррель, экономический рост в 2003 году составит 6,3 процента, в 2004 - 6,3
процента, в 2005 - 6,5 процента, а в 2006 году - 8,6 процента.
Это связано с ожиданием первой добычи на шельфе Казахстана, где
сосредоточены огромные нефтяные ресурсы, программа разработки
которых будет готова к апрелю, а первые тендеры проведены в конце 2003 -
начале 2004 годов. В прошлом году Казахстан добыл 47,2 миллиона тонн
нефти с газовым конденсатом и, по словам Келимбетова, намерен
увеличить добычу до 52,7 миллиона в 2003 году, а к 2015 году за счет
разработки шельфа довести производство до 150 миллионов тонн, войдя в
пятерку стран - крупнейших экспортеров нефти.
Если при этом средняя цена барреля нефти на мировых рынках не
опустится ниже $26, то экономический рост в Казахстане, по словам
Келимбетова, будет "зашкаливать за восемь процентов" с 2004 года,
составив в 2003-2006 годах, соответственно, 7,8; 8,8; 8,1 и 9,1 процента.
Однако нефтяное будущее страны кажется министру экономики не столь
однозначным.
"Концептуально надо понять, будет ли Казахстан выпускать все это (150
миллионов тонн к 2015 году). Во-первых, потянет ли экология Каспия, и какая
ситуация будет с заменителями (нефти), с ценой и так далее", - сказал он,
вновь напомнив о необходимости развивать "новую экономику".
"Конкурентоспособность стран увеличивается за счет склонности к
инновациям и модернизации своей экономики. Способность придумывать
что-то новое. Нужно находить свою нишу, а не производить весь полный
спектр товаров. Правда, все этого хотят, и сказать, что у нас есть
конкурентоспособные преимущества - сложно. Мы пытаемся создать
условия, а наш частный сектор должен найти два-три направления, которые
государство так или иначе сможет поддержать", - сказал он.
ГОСУДАРСТВО ГОТОВО УСТУПИТЬ ИНИЦИАТИВУ
Келимбетов, отвечающий за идеологию бюджета, уверен, что определение
приоритетных отраслей для инвестирования нефтяных денег - дело
частного бизнеса, а государство должно ограничиться финансовой
поддержкой этих инициатив.
"Есть иллюзии, что государство может в индустриальной политике
правильно выбрать приоритеты, угадать, какая отрасль должна развиваться.
Я считаю, что это неправильный подход, он в целом не оправдал себя нигде
в мире".
"Роль государства - участвовать все-таки в создании условий для частного
сектора, а финансировать оно может только объекты инфраструктуры и
социальную сферу. Вот основные принципы", - сказал Келимбетов, добавив,
что ключевым инструментом поддержки новых отраслей должен стать Банк
развития.
Для этого, в частности, правительство намерено "значительно", по словам
Келимбетова, увеличить капитал банка, пока составляющий $200
миллионов. На это могут быть направлены средства от продажи 24,65-
процентного госпакета крупнейшего медного производителя Казахмыс, за
который в конце прошлого года правительство выручило около $200
миллионов, и доход от намеченного на вторник тендера по продаже 31,76
процента акций крупнейшего производителя глинозема в регионе - компании
Алюминий Казахстана - со стартовой ценой $20 миллионов.
Между тем, сейчас законодательно доходы от приватизации должны
направляться на финансирование дефицита бюджета, определенного в 2003
году в размере 82,8 миллиарда тенге, или 2,0 процента ВВП. Келимбетов
сказал, что с принятием разработанного его ведомством Бюджетного
кодекса ситуация должна принципиально измениться, а решение о
перераспределении доходов от приватизации в текущем году может быть
принято в середине года после анализа макроэкономических итогов первого
полугодия и оценки ситуации на мировом нефтяном рынке в свете
возможной войны в Ираке.
"Сейчас есть препон в виде законодательства, по которому поступления от
приватизации идут на финансирование дефицита бюджета. То есть, можно
уже сейчас ничего не занимать, приватизация уже закрыла дефицит. Но я
думаю, мы вернемся к этому вопросу - этот системный фактор надо изъять",
- сказал он.
"Для финансирования дефицита бюджета мы предлагаем оставить только
заимствования - внутренние и внешние", - добавил Келимбетов.
Касаясь возможности приватизации национальных компаний, которые до сих
пор играют значительную роль в нефтяной, телекоммуникационной,
железнодорожной и других отраслях экономики 15-миллионного Казахстана,
министр отметил, что государство должно сначала навести в них порядок.
"Естественно, наступает момент, когда надо привлекать частный
менеджмент. Где выгодно, там можно и продавать, и предложение на
фондовом рынке надо увеличивать, но пока, я считаю, слишком рано об
этом говорить. До этого надо предприятие подготовить, чтобы оно было
прозрачным, финансово привлекательным", - сказал он.
"По всем нашим нацкомпаниям прозрачности для самого государства нет, я
уж не говорю про инвестора. Мы начали эту работу, и я предполагаю, что в
течение двух- трех лет мы финансовые потоки лучше поймем. Мы возьмем
какие-то рычаги управления, укрепим советы директоров сотрудниками
администрации президента, правительства".
[2003-01-28]