Заявление Правительства и Национального Банка Республики Казахстан об основных направлениях экономической и социальной политики и прогнозе экономических показателей на 2003 год
27.12.02 00:00
/ИРБИС, по тексту, опубликованному на www.kazpravda.kz, 27.12.02/ -
Правительство Республики Казахстан и Национального Банка Республики
Казахстан выступили с заявлением об основных направлениях
экономической и социальной политики и прогнозе экономических
показателей на 2003 год, которое приводится ниже.
В 2003 году Правительство Республики Казахстан и Национальный Банк
Республики Казахстан будут проводить согласованную экономическую
политику, основной целью которой является достижение максимально
высоких темпов экономического роста.
Исходя из поставленной цели, Правительство Республики Казахстан и
Национальный Банк Республики Казахстан намерены:
- продолжить политику, направленную на совершенствование механизмов
государственного регулирования экономики для обеспечения высоких
темпов экономического роста;
- сохранить режим свободно плавающего обменного курса тенге, который
обуславливает колебания курса в зависимости от спроса и предложения
и будет способствовать сохранению ценовой конкурентоспособности
казахстанских товаров на внешних рынках;
- сохранить низкий уровень инфляции, дефицита государственного
бюджета и обеспечить устойчивость платежного баланса страны;
- проводить социальную политику, направленную на повышение
благосостояния населения, обеспечение занятости и повышение
доступности услуг здравоохранения и образования, улучшение
адресности социальной помощи нуждающимся;
- проводить политику, направленную на обеспечение стабильности
финансового рынка, дальнейшее развитие страхового рынка, рынка
ценных бумаг и укрепление банковской системы, доступности
финансовых ресурсов для предприятий реального сектора экономики, а
также совершенствование накопительной пенсионной системы;
- совершенствовать бюджетную систему с целью повышения
эффективности процессов планирования, исполнения и контроля за
исполнением бюджетов;
- совершенствовать налоговую систему с целью гармонизации интересов
государства и налогоплательщика;
- проводить гибкую тарифную политику, направленную на достижение
баланса интересов государства, монополий и потребителей их услуг и
расширение мер государственного контроля за деятельностью
субъектов естественных монополий;
- стимулировать приток прямых отечественных и иностранных инвестиций
в приоритетные секторы экономики, принять меры по рационализации и
повышению эффективности использования государственных
инвестиций, мобилизации внутренних сбережений населения;
- совершенствовать нормативную правовую базу системы строительных
сбережений и ипотечного кредитования, принять меры по созданию
благоприятных условий для привлечения накоплений граждан и
юридических лиц, кредитов банков, средств пенсионных и других
фондов, средств негосударственных предприятий и организаций в
жилищную сферу;
- активизировать процесс вступления Казахстана во Всемирную торговую
организацию;
- усиливать информационно-презентационную работу по созданию
благоприятного инвестиционного имиджа страны за рубежом;
- обеспечивать продвижение экономических инициатив в рамках
региональных экономических объединений (СНГ, ЕврАзЭС, ШОС, ОЭС и
ЦАС);
- принимать меры по дальнейшей диверсификации экспорта с целью
увеличения доли продукции с высокой добавленной стоимостью;
- продолжить работу по внедрению международных стандартов качества
ИСО на предприятиях обрабатывающих отраслей промышленности для
повышения конкурентоспособности казахстанской продукции;
- проводить политику, направленную на поддержку
сельхозтоваропроизводителей, коммунального, социального и
культурного обустройства аула (села);
- продолжить развитие г. Астаны.
В 2003 году Правительство будет проводить экономическую и социальную
политику, исходя из следующих приоритетов:
- развитие аграрного сектора и качественное улучшение условий жизни в
ауле (на селе);
- улучшение состояния развития здравоохранения и пропаганда
здорового образа жизни;
- развитие человеческих ресурсов - повышение качества образования и
профессиональной квалификации занятых в экономике;
- развитие производственной и социальной инфраструктуры;
- развитие отраслей, связанных с углубленной переработкой и
производством продукции с высокой добавленной стоимостью.
В 2003 году основной целью денежно-кредитной политики будет удержание
среднегодовой инфляции в пределах 4-6 процентов.
Основными инструментами денежно-кредитной политики будут операции
открытого рынка, такие как операции РЕПО, выпуск нот и переучетные
операции с векселями.
Золотовалютные резервы Национального Банка будут поддерживаться на
уровне, обеспечивающем покрытие более 3 месяцев импорта товаров и
услуг.
К концу 2003 года снижение инфляции позволит снизить ставку
рефинансирования до 6-7 процентов годовых. Это должно стать
индикатором для банков к дальнейшему снижению стоимости кредитных
ресурсов.
Будет продолжена либерализация валютного режима в Республике
Казахстан в направлении смягчения режима валютного регулирования
инвестиций в ценные бумаги нерезидентов инвестиционного качества,
стимулирования операций прямого инвестирования за рубеж, устранения
чрезмерных административных преград при осуществлении
внешнеторговых операций. Для снижения рисков, связанных с потоками
капитала, будет совершенствоваться пруденциальный надзор на
консолидированной основе.
Будет совершенствоваться система обязательного коллективного
гарантирования (страхования) вкладов физических лиц, а также повышаться
степень прозрачности банковской деятельности.
В 2003 году ожидается рост депозитов резидентов на 22-24 процента и
расширение кредитной деятельности банков за счет роста объемов
кредитов на 25-26 процентов.
Будет продолжена работа по развитию инфраструктуры страхового рынка и
активизации деятельности его профессиональных участников. Должное
развитие получит страхование рисков в деятельности различных категорий
профессиональных участников рынка ценных бумаг.
Планируется расширение перечня обязательных видов страхования, в
частности, охватывающих их массовые и социально-значимые направления,
а также связанные с профессиональной ответственностью.
В целях защиты интересов клиентов по договорам страхования
предполагается создание фонда, гарантирующего осуществление
страховых выплат страхователям (застрахованным выгодоприобретателям).
На первом этапе предполагается введение гарантирования по основным
видам обязательного страхования с дальнейшим его расширением на все
остальные виды.
В 2003 году предполагается подготовить проекты законодательных
документов по созданию самостоятельного единого регулирующего органа
по надзору за финансовым рынком, в рамках которого будут осуществляться
оперативный контроль за всеми финансовыми институтами и комплексная
защита прав интересов инвесторов. Особое внимание будет обращено на
увеличение конкуренции финансовых услуг и создание условий
добросовестной конкуренции для функционирования финансовых
организаций.
Импульс дальнейшему развитию рынка ценных бумаг должно дать принятие
законопроектов лОб акционерных обществах» и лО рынке ценных бумаг».
Будут приняты меры по стимулированию развития таких финансовых
инструментов, как ипотечные облигации, агентские ценные бумаги,
краткосрочные коммерческие ценные бумаги и другие.
Продолжится работа по формированию списка первоклассных эмитентов
векселей по совершенствованию нормативной правовой базы вексельного
обращения и инфраструктуры вексельного рынка.
В рамках совершенствования системы корпоративного управления будет
начата разработка типовых форм внутренних документов эмитентов ценных
бумаг с учетом норм корпоративного управления, заложенных в
рекомендациях по корпоративному управлению в акционерных обществах и
нормах этики профессиональных участников рынка ценных бумаг.
Планируется разработать рекомендации по организации систем
корпоративного управления и управлениями рисками в организациях,
осуществляющих деятельность в сфере фондового рынка, что особенно
актуально в отношении организаций, осуществляющих инвестиционное
управление портфелем ценных бумаг, и брокеров-дилеров.
В 2003 году будет начато осуществление перевода на электронную форму
отчетов субъектов рынка ценных бумаг уполномоченному органу, а также
проспектов эмиссий акций и условий выпуска долговых ценных бумаг.
Для страховых (перестраховочных) организаций будут разработаны типовой
план счетов бухгалтерского учета и стандарты бухгалтерского учета в
области страхования с учетом требований, вытекающих из международных
стандартов страховой деятельности, а также будет проводиться
подготовительная работа по приобретению Национальным Банком
автоматизированного банковского пакета.
В области платежных систем будет продолжена работа по созданию
национальной межбанковской системы платежных карточек на основе
микропроцессорных карточек с целью формирования единого платежного
пространства по обслуживанию населения и торгово-сервисных
предприятий и увеличению безналичного оборота.
В предстоящие три года Национальный Банк продолжит совместно с
центральными банками стран ЕврАзЭС проведение работы по организации
общей платежной системы стран ЕврАзЭС и другим направлениям
интеграции финансовых рынков.
Решение социально-экономических задач государства напрямую зависит от
правильности выбора целей, приоритетов и ресурсов государства.
В 2003 году Правительство продолжит обеспечение гармонизации
стратегического, индикативного и бюджетного планирования, которая будет
обеспечиваться посредством максимальной взаимоувязки приоритетов
развития экономики и бюджетных ресурсов. В этой связи будут ужесточены
подходы к разработке программных документов, осуществлены внедрение и
дальнейшее совершенствование системы оценки бюджетных программ для
анализа эффективности их реализации.
Правительство Республики Казахстан продолжит совершенствование
бюджетного законодательства. В этих целях в 2003 году планируется
завершение работ по формированию Бюджетного кодекса Республики
Казахстан, основными задачами которого будут объединение и
систематизация правовых норм действующих нормативных правовых актов,
регулирующих бюджетные отношения, установление целостной системы
бюджетных отношений с едиными принципами и правилами, четкое
определение границ бюджетной сферы, определение участников
бюджетного процесса и их полномочий, систематизация бюджетного
устройства и бюджетного процесса, введение норм ответственности за
нарушение бюджетного законодательства.
Для урегулирования вопроса межбюджетных отношений планируется
реализация Концепции разграничения полномочий между уровнями
государственного управления и совершенствования межбюджетных
отношений, основные моменты которой найдут отражение в Бюджетном
кодексе.
В целях совершенствования процесса бюджетного планирования будет
проводиться дальнейшее внедрение бюджетного программирования и
среднесрочного планирования. При этом, в целях повышения
эффективности распределения бюджетных средств, их планирование будет
проводиться с учетом анализа бюджетных программ республиканского
бюджета на их функциональное соответствие приоритетам государственной
политики.
В 2003 году будет создан Жилищный строительный сберегательный банк.
Будет проводиться политика, направленная на эффективное управление
активами Национального фонда.
Правительством будут приниматься меры по последовательному снижению
налоговой нагрузки на субъектов малого предпринимательства, созданию
предпосылок к постепенному увеличению доли платежей в бюджет от
отраслей, производящих продукцию с высокой добавленной стоимостью.
В соответствии с Законом Республики Казахстан лОб инвестициях» будет
обеспечена транспарентность процесса заключения инвестиционных
контрактов и упрощен порядок представления инвестиционных
преференций.
Правительство будет придерживаться одного из главных условий
налогообложения - стабильности налогового законодательства.
В 2003 году будет принят новый Таможенный кодекс, который позволит
обеспечить гармонизацию и упрощение таможенных процедур,
совершенствовать взаимоотношения государственных органов с
участниками внешнеэкономической деятельности.
С целью унификации таможенных пошлин на уровне государств - членов
ЕврАзЭС Правительство продолжит работу по анализу перечня товаров,
входящих в Общий таможенный тариф, в том числе чувствительных для
экономики Казахстана, что будет способствовать дальнейшей интеграции и
активизации торговых отношений в рамках Сообщества.
Экономическая политика Правительства будет направлена на
конструктивное сотрудничество государства и частного сектора.
Сотрудничество с частным сектором будет проводиться с целью создания
новых видов товаров и услуг, которые будут конкурентоспособны на
внутреннем и внешнем рынках.
Степень участия Правительства и направления сотрудничества с частным
сектором будут обеспечиваться через агропродовольственную,
индустриальную и транспортно-коммуникационную политики и
соответствующие им программы развития.
В 2003 году планируется принятие Земельного кодекса, определяющего
введение частной собственности на земли сельскохозяйственного
назначения.
Поддержка аграрного сектора обеспечит развитие смежных с сельским
хозяйством отраслей обрабатывающей промышленности.
В рамках индустриальной политики получат развитие углубленная
переработка нефти, газа, черных и цветных металлов, производство
современных строительных материалов, пищевых и непродовольственных
товаров народного потребления. Будет заложена основа для развития
наукоемких и высокотехнологичных товаров (услуг), и будет создан
инвестиционный фонд. Среднегодовой рост промышленного производства
составит около 8 процентов в год.
Принципиальной основой государственной поддержки прямых инвестиций
станет конкурентоспособность производств, прежде всего базирующихся на
высоких и наукоемких технологиях.
В 2003 году продолжится реализация программных мер по снижению
бедности в Республике Казахстан, которые предусматривают комплексный
подход к решению данной проблемы путем реализации государственной
политики в сфере занятости, повышения доступности базового образования
и услуг здравоохранения, улучшения адресности социальной помощи и
реализации других мер.
В 2003 году Правительство приступит к компенсации вкладов населения,
хранившихся на счетах бывшего Сбербанка СССР, путем выпуска
специальных компенсационных казначейских облигаций.
В 2003 году прогнозируется рост ВВП на 6 процентов. Основной прирост
производства будет получен за счет добычи нефти и газа. Часть доходов от
реализации нефти, газа и металлов будет направлена в Национальный
фонд.
Расходы государственного бюджета имеют большую социальную
значимость. В 2003 году в целом по экономике прогнозируется создание
около 150 тыс. рабочих мест, из них 20-25 тыс. - за счет финансирования
инвестиционных и других программ из государственного бюджета.
В 2003 году размер минимальной пенсии и размер минимальной заработной
платы увеличатся до 5000 тенге.
Среднегодовой размер социальных и специальных государственных
пособий увеличится в среднем на 5,9 процента.
Реализация намеченной экономической и социальной политики позволит
обеспечить следующие макроэкономические показатели на 2003 год.
--------------------------------------------------------------------------
2003 год
Показатель прогноз
---------------------------------------------------------------- --------
Валовой внутренний продукт в реальном выражении в %
к предыдущему году 6
Объем промышленной продукции (работ, услуг) в реальном выражении
в % к предыдущему году 8
Валовая продукция сельского хозяйства в реальном выражении
в % к предыдущему году 2,8
Инвестиции в основной капитал в % к предыдущему году 15
Экспорт (ФОБ), млн. долл. США 10 166
Импорт (ФОБ), млн. долл. США 8 240
Поступления республиканского бюджета в % к ВВП 15,2
Расходы республиканского бюджета в % к ВВП 17,2
Дефицит республиканского бюджета в % к ВВП 2
Инфляция в среднем за год, % 5,9
Ставка рефинансирования на конец года 7
Валовые золотовалютные резервы
млн. долл. США 3,355
изменение в % 11,5
Денежная база
млрд. тенге 237
изменение в % 14,8
Денежная масса
млрд. тенге 865
изменение в % 22,4
Депозиты резидентов в банковской системе
млрд. тенге 671
изменение в % 23,3
Кредиты банков экономике
млрд. тенге 767
изменение в % 25
Средневзвешенная ставка вознаграждения по срочным тенговым
депозитам физических лиц, % 8,5
Средневзвешенная ставка вознаграждения по выданным тенговым
кредитам юридических лиц, % 14,5
--------------------------------------------------------------------------
Одобрено постановлением Правительства Республики Казахстан от 26
декабря 2002 года #1370
[2002-12-27]