Восточно-Казахстанская область: характеристика рисков связанных с выпуском муниципальных облигаций 2-й и 3-й эмиссий

24.07.02 00:00
/ИРБИС, 24.07.02/ - Данная справка публикуется агентством ИРБИС по материалам заключения Листинговой комиссии Казахстанской фондовой биржи (KASE), которое составлено в связи с прохождением процедуры допуска к обращению на торгах биржи именных индексированных купонных облигаций Восточно-Казахстанской области (ВКО) второй (KZF2KY030021, VKU036.002; 15 370 тенге; 700,0 млн тенге; 26.07.02 - 24.07.05) и третьей (KZF2KY070035, VKU084.003; 15 370 тенге; 2 000,0 млн тенге; 26.07.02 - 23.07.09) эмиссий. РИСКИ, УКАЗАННЫЕ КОНСУЛЬТАНТАМИ Из числа существующих рисков, которые могут негативно повлиять на финансовое состояние эмитента и его способность отвечать по своим обязательствам, консультантом выделены следующие. 1. Затруднения с прогнозированием бюджета области на период обращения облигаций в связи с незавершенностью реформирования бюджетной системы республики, непрозрачностью системы изъятий и субвенций. С 01 июля 2001 года была снижена ставка социального налога, на долю которого приходится наибольший объем в налоговых поступлениях (1999 год - 42,3%, 2000 год - 26,3%, 2001 год - 34,7%, уточненный план 2002 года - 38%), с 26% до 21%. В дальнейшем (в бюджете 2003 года) планируется дальнейшее снижение социального налога до 18%. При этом планируется введение обязательного медицинского страхования, отчисления на которое составят 3% от фонда оплаты труда, но пока неизвестно, каким образом будут распределяться отчисления на обязательное медицинское страхование. Поступления от подоходного налога юридических лиц в полном объеме направляются в республиканский бюджет, и наиболее вероятно, что данное распределение будет иметь место и в будущем. Изменение системы распределения поступлений в республиканский и областной бюджеты может существенно осложнить исполнение эмитентом обязательств по погашению и обслуживанию долга. Аппарат Акима Восточно-Казахстанской области ожидает невыполнение уточненного плана. Это в первую очередь связано с переводом поступлений по корпоративному подоходному налогу в республиканский бюджет и снижением ставки, а затем и базы по социальному налогу. Республиканский бюджет планирует компенсировать недостаток поступлений через субвенции областному бюджету, хотя общий объем субвенций в 2002 году не полностью погашает потери областного бюджета. Планирование фактических трансфертов государства в пользу области на период в несколько лет не представляется возможным. В то же время расходы бюджета области, связанные с обслуживанием долга, по решению VIII сессии Восточно-Казахстанского областного маслихата II созыва от 27 марта 2001 года (по первому выпуску облигаций эмитента) и по решению XII сессии Восточно-Казахстанского областного Маслихата II созыва от 21 декабря 2001 года с учетом изменений и дополнений, внесенных решением XV сессии Восточно- Казахстанского областного маслихата II созыва от 30 мая 2002 года (по второму и третьему выпускам облигаций), не подлежат секвестированию. 2. Дополнительный источник риска связан со значительным износом объектов инфраструктуры региона, что может потребовать существенного увеличения капитальных расходов бюджета в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. 3. Облигации Восточно-Казахстанской области имеют статус государственных эмиссионных ценных бумаг, выпускаемых местным исполнительным органом. Это обстоятельство предполагает ответственность правительства, санкционировавшего выпуск, за своевременное и полное исполнение эмитентом обязательств, связанных с погашением и обслуживанием долга, и во многом определяет характер взаимодействия правительства и местного исполнительного органа в процессе формирования бюджета области на период обращения облигаций. 4. В среднесрочной перспективе экономика Казахстана в целом и доходная часть республиканского бюджета в частности продолжают зависеть от конъюнктуры мировых товарных рынков (в первую очередь - углеводородного сырья). Вопреки прежним утверждениям, добывающие и экспортирующие компании не смогли компенсировать падение цен на углеводороды пропорциональным увеличением производства, что напрямую сказалось на их валютной выручке. Сохраняющаяся зависимость экономики республики от уровня мировых цен на сырьевые товары, остающиеся основной статьей экспорта страны, существенно затрудняет прогнозирование уровня инфляции и курса тенге на период обращения облигаций. Снизить зависимость экономики республики от колебаний конъюнктуры мировых товарных рынков призван созданный Национальный фонд Казахстана. Основу экономического потенциала Восточно-Казахстанской области составляют предприятия цветной металлургии, финансовое состояние которых в значительной мере зависит от уровня мировых цен на цветные металлы, подверженного значительным колебаниям. На долю крупнейшего плательщика (ОАО "Казцинк") в 2001 году приходилось около 22,4% от объема доходов бюджета области (в 1999 году - 21,0%, в 2000 году - 26,0%). Недопоступление средств в доходную часть бюджета области по отношению к плановым показателям может существенно осложнить исполнение эмитентом обязательств по погашению и обслуживанию долга. 5. Право эмитента на досрочное погашение облигаций затрудняет инвесторам прогнозирование связанных с ценной бумагой денежных потоков, формируя риск рефинансирования (хотя текущая ситуация на рынке ценных бумаг Казахстана делает этот риск несущественным). Ликвидность выпуска будет поддерживаться маркет-мейкером в лице ТОО "ТуранАлем Секьюритис". Тем не менее отсутствуют гарантии того, что вторичный рынок данных облигаций будет активным. 6. Облигации индексированы по изменению курса тенге к доллару США, что освобождает инвесторов от риска девальвации тенге, но в случае значительного обесценения тенге по отношению к доллару США эмитент может столкнуться с существенными трудностями при обслуживании и погашении облигаций. 7. Инвестиции в автосборочный завод ЗАО "БИПЕК АВТО" сопряжены со значительным риском, связанным с общими рисками любого инвестиционного проекта такого рода, в связи с чем финансирование проекта по созданию автосборочного производства на 50% от общих инвестиционных потребностей, эквивалентных сумме 26 млн долларов США, осуществляется за счет средств, привлеченных посредством размещения облигаций, а оставшиеся 50% - за счет кредитов, привлеченных от ЗАО "Банк Развития Казахстана". Средства от выпуска облигаций в соответствии с действующей нормативно-правовой базой будут использованы по двухступенчатой схеме. На основании кредитных договоров средства, полученные от выпуска облигаций, перечисляются эмитентом на счета отобранных на конкурсной основе банков-заемщиков, которые, в свою очередь, осуществляют кредитование конечных заемщиков. По мнению эмитента и его Консультанта участие в вышеупомянутой схеме в качестве заемщиков ведущих банков Казахстана повышает степень ее эффективности и снижает риски, связанные с возможным невозвратом средств в бюджет области. РИСКИ, УКАЗАННЫЕ МИНИСТЕРСТВОМ ФИНАНСОВ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН Валютный риск. По оценке Министерства финансов Республики Казахстан величина валютного риска (потери местного бюджета из-за курсовой разницы) может составить в общем объеме заимствования 585,3 млн тенге. Риск кредитования. Схема предоставления кредитов заемщикам с единовременным погашением создает большой риск несвоевременного и неполного возврата. Дополнительные расходы. В расходной части местного бюджета не отражены дополнительные расходы, связанные с оплатой консультационных и других услуг профессиональных участников фондового рынка при осуществлении заимствования. РИСКИ, УКАЗАННЫЕ МИНИСТЕРСТВОМ ЭКОНОМИКИ И ТОРГОВЛИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН Технико-технологический риск. Риск, связанный с ошибками в проектировании, повышением цен на комплектующие, неритмичностью их поставок. При переходе на комплектующие местного производства может возникнуть проблема несоответствия их качества требованиям технологии. Маркетинговый риск. Риск, связанный с неправильным выбором рынков сбыта и неверным определением стратегии. ПРИМЕЧАНИЯ ЛИСТИНГОВОЙ КОМИССИИ KASE 1. В 1999 году 21,0%, в 2000 году - 26,0%, в 2001 году - 22,4% от общей суммы доходов бюджета области приходилось на одного плательщика - ОАО "Казцинк". В случае ухудшения финансового состояния данного плательщика, это может существенно сказаться на доходной части бюджета. 2. Имеются значительные расхождения в статистических данных за 2000 год, представленных при прохождении процедуры допуска к обращению на торгах биржи купонных облигаций эмитента первого выпуска в июне 2001 года, с данными за 2000 год, представленными при прохождении процедуры допуска к обращению на торгах биржи купонных облигаций эмитента второго и третьего выпуска в июле 2002 года. Эмитент и его Консультант объясняют имеющиеся расхождения тем, что ранее представленные (в июне 2001 года) статистические данные за 2000 год являлись оперативными и позднее были уточнены, тогда как данные за 2000 год, представленные в июле 2002 года, отражают фактические показатели. Кроме того, согласно разъяснению, представленному эмитентом и его Консультантом, в течение 2000-2001 годов в методику расчета различных показателей (среднедушевого денежного дохода, средней заработной платы, объема ВРП и других), а также в систему классификации субъектов малого и среднего бизнеса были внесены изменения, что привело к корректировке ранее представленной на биржу информации. 3. Постановлением Правительства Республики Казахстан от 15 июня 2002 года #654 определено, что эмитент будет осуществлять заимствование на фондовом рынке для реализации инвестиционных проектов 2002 года в соответствии с Правилами выпуска, размещения, обращения, погашения и обслуживания среднесрочных валютных государственных эмиссионных ценных бумаг местных исполнительных органов, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 04 сентября 2001 года #1139, в соответствии с которыми эмитент осуществлял заимствование на фондовом рынке в 2001 году. Согласно названным правилам номинальная стоимость одной облигации составляет сумму, эквивалентную 100 долларам США, что противоречит статье 282 Гражданского кодекса Республики Казахстан. В целях устранения имеющегося противоречия эмитент направил запрос в Министерство финансов Республики Казахстан по данному вопросу. Согласно представленному на биржу разъяснительному письму (от 16 июля 2002 года #32-5-2/8629) Министерство финансов Республики Казахстан считает возможным местному исполнительному органу Восточно-Казахстанской области осуществить эмиссии купонных облигаций в тенге с номинальной стоимостью эквивалентной 100 долларам США на следующих условиях: - номинальная стоимость будет зафиксирована в тенге по официальному курсу Национального Банка Республики Казахстан на дату проведения специализированных торгов по размещению облигаций; - погашение облигаций и выплаты вознаграждения (интереса) по ним будут осуществляться в национальной валюте с индексацией номинальной стоимости к девальвации (ревальвации) тенге к доллару США по официальному курсу Национального Банка Республики Казахстан. [2002-07-24]