Заявление миссии МВФ о макроэкономической ситуации и экономической политике Казахстана
27.10.06 17:23
/ИРБИС, Асель Омарова, 27.10.06/ - Международный валютный фонд (МВФ)
распространил заявление, в котором отражает свою точку зрения на
макроэкономическую ситуацию и экономическую политику Республики Казахстан
по итогам своего визита. Ниже приводится полный текст данного заявления.
начало цитаты
Республика Казахстан
Заключительное заявление миссии МВФ 2006 г.
20 октября 2006 г.
Настоящее заявление отражает точку зрения сотрудников миссии и может не
совпадать с официальной позицией МВФ.
Миссия МВФ находилась в Республике Казахстан в период с 16 по 20
октября 2006 г. для обсуждения текущей макроэкономической ситуации и
вопросов экономической политики.
1. Сотрудники миссии МВФ благодарят государственные органы Республики
Казахстан за сотрудничество. Настоящая миссия ставила целью анализ
финансово-экономической ситуации в стране за период после проведения
последних консультаций по статье IV Устава МВФ, оценку перспектив
развития экономики на ближайшее будущее и обсуждение хода подготовки
бюджета на 2007 г. В ходе работы миссии были также рассмотрены вопросы
денежно-кредитной и валютной политики, политики в отношении банковского
сектора, а также ключевые задачи в области структурных реформ.
I. Введение
2. Экономические показатели Республики Казахстан остаются весьма
высокими. Взвешенное управление экономикой на фоне благоприятной
внешнеэкономической конъюнктуры позволило достичь значительных
успехов. Высокие мировые цены на нефть и увеличение нефтедобычи в
Республике Казахстан привели к резкому росту доходов нефтяного сектора,
часть которых была направлена на первоочередные нужды социальной
сферы и на совершенствование инфраструктуры. В результате произошло
быстрое повышение жизненного уровня населения. За период с 2000 г. ВВП
в расчете на душу населения в долларовом выражении вырос более чем в
три раза; в текущем году размер экономики будет почти в два раза больше,
чем шесть лет назад. При этом значительная доля сверхдоходов нефтяного
сектора была направлена в Национальный фонд Республики Казахстан
(НРФК), активы которого в настоящее время составляют 12 млрд (17
процентов от ВВП). Динамичное поступление доходов нефтяного и
ненефтяного секторов способствовало укреплению бюджета, в котором
по-прежнему наблюдается существенный профицит. Показатели
внешнеэкономической деятельности страны также остаются высокими; в
текущем году официальные резервы Национального банка выросли почти в
два раза, достигнув 12 млрд (что соответствует объему импорта товаров и
услуг за период 6 месяцев.
3. Перспективы развития экономики на ближайшее будущее остаются
благоприятными; тем не менее, в рамках макроэкономической политики
будет возрастать необходимость повышения внимания к снижению рисков с
целью обеспечения устойчивого развития экономики. В первом полугодии
2006 г. рост ВВП в реальном выражении превысил 9 процентов; ожидается,
что темпы его роста в ближайшем будущем сохранятся. Продолжается
снижение уровня безработицы; в середине 2006 г. он составил 7 процентов.
Тем не менее, усилилось инфляционное давление; с начала текущего года
инфляция потребительских цен сохраняется на уровне приблизительно 8,5 -
9 процентов. Запланированное повышение зарплаты государственных
служащих на 30 процентов в январе 2007 г. на фоне предусмотренного в
проекте бюджета на 2007 г. значительного стимулирования налогово-
бюджетной сферы означает, что бремя борьбы с инфляцией полностью
примет на себя денежно-кредитная политика.
II. Оценка проводимой экономической политики и рекомендации
4. За последние месяцы предпринят ряд необходимых мер по ужесточению
денежно-кредитной политики. Расширено применение резервных
требований, базовая процентная ставка (процентная ставка НБК по
депозитам) повышена на 25 базовых пунктов; увеличился выпуск нот НБК. В
результате за период с начала 2006 г. средние процентные ставки по
банковским кредитам повысились приблизительно на 100 базовых пунктов и
превысили 15 процентов. Кроме того, НБК допустил значительное
укрепление тенге, что позволило избежать дальнейшего роста инфляции.
5. Для сдерживания инфляции необходимо дальнейшее ужесточение
денежно-кредитной политики. Широкий показатель денежной массы и темпы
роста банковского кредитования остаются весьма высокими (58 и 77
процентов соответственно, в расчете год к году по состоянию на август);
продолжается быстрый рост внешних заимствований банков. Более того,
вероятно, что значительное ослабление курса тенге за период с конца июля
в ближайшие месяцы приведет к росту цен на внешнеторговые товары.
Таким образом, для замедления роста денежной массы и объемов
кредитования необходимы дальнейшие повышения базовой процентной
ставки, которая остается на уровне ниже мировых ставок и является
отрицательной в реальном выражении; кроме того, следует рассмотреть
вопрос о повышении резервных требований. Учитывая особенности
экономической ситуации, в сдерживании инфляции ключевую роль должно
сыграть изменение направления движения курса тенге, ослабление которого
в последнее время практически нейтрализовало результаты его укрепления
в предыдущий период. Стремление избежать номинального укрепления
курса тенге, скорее всего, приведет к неизбежному его укреплению в
реальном выражении вследствие повышения темпов инфляции.
6. Следует признать, что ужесточение денежно-кредитной политики и
укрепление курса тенге потребуют определенных затрат. Вследствие более
высоких процентных ставок и увеличения объемов стерилизации повысятся
затраты на стерилизацию. Укрепление курса национальной валюты
приведет к снижению стоимости международных резервов НБК,
выраженных в тенге, что подразумевает значительные (нереализованные)
убытки от переоценки курса. В прошлом году был принят закон,
предусматривающий пополнение капитала НБК в целях компенсации таких
потерь; однако необходимо добиваться полного понимания всеми сути его
фундаментальных положений. Убытки такого рода неизбежно сопровождают
ужесточение экономической политики. Если не произойдет своевременной
компенсации этих потерь из бюджета, они будут препятствовать проведению
денежно-кредитной и валютной политики, в результате чего повысится инфляция.
7. Наряду с мерами денежно-кредитной политики были предприняты важные
шаги по ужесточению пруденциального регулирования. В частности,
ужесточены требования в отношении кредитования связанных сторон,
жилищного кредитования, а также трансграничных ссуд. Кроме того,
установлены более жесткие нормативы в отношении валютной ликвидности
банков, сокращены лимиты открытой валютной позиции, установлен лимит
объема краткосрочных внешних обязательств (связанный с размером
капитала банка).
8. Ожидается, что эти пруденциальные меры будут препятствовать
повышению уязвимости банковского сектора; тем не менее, если не
произойдет существенного замедления темпов роста банковского
кредитования и внешних заимствований, в ближайшие месяцы может
потребоваться принятие дополнительных мер. В таких условиях
дальнейшее ужесточение и/или повышение лимитов внешних
заимствований - возможно, с целью покрытия средне- и долгосрочного
внешнего долга банков в дополнение к их краткосрочному долгу, - будет,
наряду с нормативами валютной ликвидности, способствовать снижению
уязвимости банков в случае резкого сокращения доступности внешнего
финансирования. Кроме того, следует рассмотреть вопрос о корректировке
весов рисков при определении достаточности капитала с целью замедления
темпов роста кредитования и ограничения риска быстрого ухудшения
качества ссудного портфеля. Огромное значение будет иметь повышение
внимания надзорных органов к деятельности банков по кредитованию - в
том числе, выдаче кредитов и осуществлению инвестиций за рубежом, а
также совершенствование практики управления банковскими рисками. В
этой связи для обеспечения своевременного проведения проверок в банках
чрезвычайно важно наращивать ресурсы для осуществления надзора,
прежде всего путем укрепления кадрового состава персонала,
осуществляющего такие проверки.
9. Предпринимаются усилия по совершенствованию мониторинга в
отношении внешнего долга. Приведены в соответствие данные статистики
по внешнему долгу и данные денежно-кредитной статистики по внешним
обязательствам. Следует также приветствовать намерение включить в
определение государственного долга обязательств государственных
предприятий. Ведение статистики внешнего долга частного сектора на
основе сроков до погашения и составление графика погашения внешних
обязательств будет весьма полезным для оценки уязвимых мест и рисков,
связанных с ролловером. Несмотря на нежелательность произвольного
установления целевых показателей по агрегированному внешнему долгу в
процентном отношении к ВВП, в рамках экономической политики
необходимо ограничивать дальнейшее быстрое наращивание внешних
обязательств, особенно в банковском секторе.
10. Выявлению проблем будет также способствовать дальнейшая работа по
разбивке данных платежного баланса на нефтяной и ненефтяной
компоненты. Это позволит получит более полное представление, среди
прочего, о том, какая доля произошедшего в последнее время повышения
импорта приходится на инвестиции в нефтедобычу и транспорт.
Статистический департамент МВФ недавно предоставил стране
техническую помощь в данной области. Насколько известно миссии,
необходимая информация имеется в наличии, и настоятельно рекомендует
активизировать взаимодействие соответствующих ведомств, включая
Министерство энергетики, в целях получения такой разбивки.
11. Ресурсы налогово-бюджетной сферы в Республике Казахстан остаются
достаточными для увеличения расходов и сокращения ставок налогов, не
подвергая риску устойчивость данной сферы - при условии
незамедлительного дальнейшего ужесточения мер в денежно-кредитной и
пруденциальной областях. Проект республиканского бюджета на 2007 г.
предусматривает сокращение ставки НДС на 1 процентный пункт (до 14
процентов) и введение единой 10-процентной ставки налога на доходы
физических лиц вместо применяемой в настоящее время прогрессивной
шкалы с диапазоном от 5 до 20 процентов. Капитальные расходы и
предоставление средств институтам развития также существенно
увеличатся. Кроме того, в январе 2007 г. будет осуществлен второй этап
повышения заработной платы государственных служащих,
предусматривающий ее рост на 30 процентов. Одновременно завершается
разработка планов по проведению реформы структуры государственной
службы, в рамках которой в 2007 г., вероятно, произойдет сокращение
численности государственных служащих на 30 процентов, в основном за
счет существующих в настоящее время вакансий. В результате ожидается
увеличение расходов сектора государственного управления приблизительно
на 25 процентов, что подчеркивает необходимость более тщательного
изучения их эффективности; дефицит ненефтяного сектора увеличится
приблизительно на 0,7 процента от ВВП. Такая фискальная политика
вызывает необходимость ужесточения денежно-кредитной политики и
укрепления курса национальной валюты в целях сдерживания инфляции.
12. В диверсификации экономики ключевую роль должно сыграть
осуществление решительных мер по ускорению структурных реформ. При
этом существенное значение будут иметь скорейшее вступление страны в
ВТО и дальнейшее развитие региональной торговли. Недавно созданный
холдинг крупнейших государственных предприятий (Самрук) и Фонд
устойчивого развития "Казына" ставят обоснованные цели - повысить
результативность и усилить направленность работы государственных
предприятий и институтов развития. Успехи в достижении этих целей будут
способствовать совершенствованию качества услуг в области
инфрастуктуры, повышая, таким образом, потенциал экономики в
долгосрочной перспективе. Кроме того, усиление целевой направленности
работы институтов развития позволит повысить эффективность
распределения ресурсов в экономике. Миссия МВФ также отмечает, что
предприняты шаги по реализации Инициативы по прозрачности
добывающей промышленности (EITI), и настоятельно рекомендует
осуществить необходимые меры для публикации отчетов, прошедших
аудиторскую проверку, что будет означать значительное продвижение
вперед по пути повышения прозрачности.
конец цитаты
[2006-10-27]