АНАЛИЗ - Казахстан объединяет госактивы в нефтегазовой отрасли

21.02.02 00:00
/REUTERS, Алматы, Дмитрий Соловьев, 21.02.02/ - Президент Казахстана объединил государственные нефтегазовые компании в единую структуру Казмунайгаз, инициировав реорганизацию ключевой отрасли страны и совершив очередные кадровые перестановки в высших эшелонах власти. Указом Нурсултана Назарбаева в минувшую среду была создана компания Казмунайгаз, в которую вошли национальная нефтедобывающая компания Казахойл и две транспортные монополии КазТрансОйл и КазТрансГаз, объединенные в холдинг Транспорт нефти и газа. Структура, которая объединит активы на сумму несколько миллиардов долларов США, станет крупным игроком на бурно развивающемся нефтяном рынке Казахстана. Страна, добывшая в прошлом году около 40 миллионов тонн нефти, собирается утроить производство к 2015 году и стать одним из крупных мировых экспортеров нефти и газа. Бюджет Казахстана на треть состоит из доходов от нефтегазовой отрасли, а в структуре экспорта половина приходится на нефть и газовый конденсат. По замыслу нового премьер-министра страны Имангали Тасмагамбетова, назначенного на этот пост после смены правительства в конце января 2002 года, Казмунайгаз призван консолидировать госактивы в нефтегазовой промышленности и повысить их управляемость. "Правительство инициировало принятие указа главы государства о создании вертикально-интегрированной компании, которая призвана стать мощным ядром нефтегазовой отрасли страны", - процитировала пресс-служба Тасмагамбетова выступление премьера на представлении руководителя Казмунайгаза в четверг. Главой объединенной компании стал бывший аким нефтедобывающей Мангистауской области Ляззат Киинов. Его заместителем, по сообщению пресс- службы Казахойла, стал глава Транспорта нефти и газа, зять президента Назарбаева Тимур Кулибаев. ПОЛИТИКА ИЛИ ЭКОНОМИКА? Судьба еще одного влиятельного руководителя нефтегазовой отрасли - президента Казахойла и экс-премьера Казахстана Нурлана Балгимбаева пока не ясна. Тасмагамбетов, представляя Киинова коллективу Казмунайгаза, упомянул о заслугах бывшего главы крупнейшей национальной компании Казахстана. "Балгимбаев - один из известных соратников Назарбаева, и глава государства высоко ценит его знания и опыт", - сказал премьер. Балгимбаев, в свою очередь, отозвался о новом руководителе как о "человеке известном, профессиональном нефтянике, который знает дело от и до". Перестановки в руководстве ключевой отрасли казахстанской промышленности последовали за сменой правительства в конце января 2002 года, когда Назарбаев поменял местами министров и вице-премьеров, но практически не изменил костяк Кабинета. Некоторые аналитики считают, что перестановки в нефтяной отрасли имели скорее, политическую подоплеку, и позволили Кулибаеву укрепить свои позиции. "Может, полномочия Кулибаева на новом посту будут даже выше, чем в ТНГ", - сказал Рейтер правительственный источник. Иностранные нефтяные компании, разрабатывающие в Казахстане гигантские нефтяные месторождения, пока осторожно оценивают произошедшее, однако многие разделяют мнение о том, что объединение госкомпаний имеет не только экономическую подоплеку. "Мы сейчас пытаемся анализировать эту реорганизацию. Я думаю, тут дело не только и не столько в экономике", - сказал Рейтер источник в крупной иностранной нефтяной компании, занятой в проектах в Казахстане. В то же время, объединение разрозненных активов государства в нефтегазовой отрасли, несомненно, повысит их управляемость и расширит базу фондирования, считает аналитик Goldman Sachs в Москве Эл Брич. "Кажется, это достаточно мудрое решение. С точки зрения рынка облигаций, в этом есть определенное преимущество. Это (реорганизация) поможет им снизить стоимость заимствований. Особенно учитывая то, что в общей компании будет такая структура, как Казахойл, имеющая на балансе нефтяные запасы", - говорит он. Две из трех объединяемых компаний имеют еврооблигационные выпуски: Казахойл разместил облигации на 125 миллионов евро на прошлой неделе, а в июле 2001 года КазТрансОйл вышел на рынок с еврозаймом на $150 миллионов. КазТрансГаз планирует повторить опыт коллег уже в этом году. "Понятно, что банкирам больше нравится давать в долг богатым, а не бедным", - сказал Брич. Удешевить заимствования позволит и повышение рейтингов, которое, по мнению Брича, может последовать за объединением. У Казахойла, активы которого на 1 октября прошлого года превышали $2 миллиарда, - рейтинг на уровне странового "ВВ", тогда как транспортная компания КазТрансОйл с активами около $1,1 миллиарда, имеет рейтинг на ступень ниже - "ВВ-".