АНАЛИЗ - Казахстан объединяет госактивы в нефтегазовой отрасли
21.02.02 00:00
/REUTERS, Алматы, Дмитрий Соловьев, 21.02.02/ - Президент Казахстана
объединил государственные нефтегазовые компании в единую структуру
Казмунайгаз, инициировав реорганизацию ключевой отрасли страны и
совершив очередные кадровые перестановки в высших эшелонах власти.
Указом Нурсултана Назарбаева в минувшую среду была создана компания
Казмунайгаз, в которую вошли национальная нефтедобывающая компания
Казахойл и две транспортные монополии КазТрансОйл и КазТрансГаз,
объединенные в холдинг Транспорт нефти и газа.
Структура, которая объединит активы на сумму несколько миллиардов
долларов США, станет крупным игроком на бурно развивающемся нефтяном
рынке Казахстана. Страна, добывшая в прошлом году около 40 миллионов
тонн нефти, собирается утроить производство к 2015 году и стать одним из
крупных мировых экспортеров нефти и газа.
Бюджет Казахстана на треть состоит из доходов от нефтегазовой отрасли, а
в структуре экспорта половина приходится на нефть и газовый конденсат.
По замыслу нового премьер-министра страны Имангали Тасмагамбетова,
назначенного на этот пост после смены правительства в конце января 2002
года, Казмунайгаз призван консолидировать госактивы в нефтегазовой
промышленности и повысить их управляемость.
"Правительство инициировало принятие указа главы государства о создании
вертикально-интегрированной компании, которая призвана стать мощным
ядром нефтегазовой отрасли страны", - процитировала пресс-служба
Тасмагамбетова выступление премьера на представлении руководителя
Казмунайгаза в четверг.
Главой объединенной компании стал бывший аким нефтедобывающей
Мангистауской области Ляззат Киинов. Его заместителем, по сообщению
пресс- службы Казахойла, стал глава Транспорта нефти и газа, зять
президента Назарбаева Тимур Кулибаев.
ПОЛИТИКА ИЛИ ЭКОНОМИКА?
Судьба еще одного влиятельного руководителя нефтегазовой отрасли -
президента Казахойла и экс-премьера Казахстана Нурлана Балгимбаева
пока не ясна.
Тасмагамбетов, представляя Киинова коллективу Казмунайгаза, упомянул о
заслугах бывшего главы крупнейшей национальной компании Казахстана.
"Балгимбаев - один из известных соратников Назарбаева, и глава
государства высоко ценит его знания и опыт", - сказал премьер.
Балгимбаев, в свою очередь, отозвался о новом руководителе как о
"человеке известном, профессиональном нефтянике, который знает дело от
и до".
Перестановки в руководстве ключевой отрасли казахстанской
промышленности последовали за сменой правительства в конце января
2002 года, когда Назарбаев поменял местами министров и вице-премьеров,
но практически не изменил костяк Кабинета. Некоторые аналитики считают,
что перестановки в нефтяной отрасли имели скорее, политическую
подоплеку, и позволили Кулибаеву укрепить свои позиции.
"Может, полномочия Кулибаева на новом посту будут даже выше, чем в
ТНГ", - сказал Рейтер правительственный источник.
Иностранные нефтяные компании, разрабатывающие в Казахстане
гигантские нефтяные месторождения, пока осторожно оценивают
произошедшее, однако многие разделяют мнение о том, что объединение
госкомпаний имеет не только экономическую подоплеку.
"Мы сейчас пытаемся анализировать эту реорганизацию. Я думаю, тут дело
не только и не столько в экономике", - сказал Рейтер источник в крупной
иностранной нефтяной компании, занятой в проектах в Казахстане.
В то же время, объединение разрозненных активов государства в
нефтегазовой отрасли, несомненно, повысит их управляемость и расширит
базу фондирования, считает аналитик Goldman Sachs в Москве Эл Брич.
"Кажется, это достаточно мудрое решение. С точки зрения рынка облигаций,
в этом есть определенное преимущество. Это (реорганизация) поможет им
снизить стоимость заимствований. Особенно учитывая то, что в общей
компании будет такая структура, как Казахойл, имеющая на балансе
нефтяные запасы", - говорит он.
Две из трех объединяемых компаний имеют еврооблигационные выпуски:
Казахойл разместил облигации на 125 миллионов евро на прошлой неделе,
а в июле 2001 года КазТрансОйл вышел на рынок с еврозаймом на $150
миллионов. КазТрансГаз планирует повторить опыт коллег уже в этом году.
"Понятно, что банкирам больше нравится давать в долг богатым, а не
бедным", - сказал Брич.
Удешевить заимствования позволит и повышение рейтингов, которое, по
мнению Брича, может последовать за объединением. У Казахойла, активы
которого на 1 октября прошлого года превышали $2 миллиарда, - рейтинг на
уровне странового "ВВ", тогда как транспортная компания КазТрансОйл с
активами около $1,1 миллиарда, имеет рейтинг на ступень ниже - "ВВ-".