КазТрансОйл увеличил транспортировку нефти в 2001 году, ждет снижения в 2002 году
20.02.02 00:00
/REUTERS, Астана, Раушан Нуршаева, 20.02.02/ - Трубопроводная компания
Казахстана КазТрансОйл увеличила транспортировку нефти в 2001 году на
15 процентов по сравнению с предыдущим годом, однако в этом году
ожидает снижения производственных и финансовых показателей в связи с
потерей монополии после введения в строй в 2001 году нефтепровода
Тенгиз-Новоросийск.
Генеральный директор КазТрансОйл Абай Садыков сказал на пресс-
конференции, что в 2001 году, по оперативным данным, транспортировка
нефти по системе компании увеличилась до 32,02 миллиона тонн с 27,77
миллиона тонн годом ранее за счет ввода новых танкерных маршрутов
через Каспий в Иран и российскую Махачкалу.
Поставки нефти на экспорт по нефтепроводам КазТрансОйла, в основном
через систему российской Транснефти, составили в прошлом году порядка
23 миллионов тонн нефти.
"Я считаю, что прошедший год для КазТрансОйл был очень продуктивный,
мы достигли больших результатов, как в деле транспортировки нефти, так и
в улучшении технического состояния системы, в сфере налаживания
отношений по транзиту через РФ", - сказал Садыков.
Он отметил, что увеличение объема транспортировки нефти и поставки
воды повлияли на тарифную выручку, которая по сравнению с прошлым
годом увеличилась, по оперативным данным, на 27 процентов и составила
35,15 миллиарда тенге ($230 миллионов).
Вместе с тем глава компании считает, что альтернативный нефтепровод до
Новороссийска, введенный в строй Каспийским трубопроводным
консорциумом (КТК) в 2001 году, может сказаться на объемах
транспортировки и выручке КазТрансОйла.
"Маршрут КТК и дешевле, и ближе, поэтому в этом году планируем и
снижение объемов транспортировки, и снижение, естественно, выручки", -
сказал гендиректор компании.
Садыков добавил, что со второго квартала 2002 года КазТрансОйл готова
снизить тарифы на транспортировку нефти, чтобы они стали конкурентными
с КТК. Он не уточнил каким может быть снижение тарифов.
"Все зависит от того, насколько КТК будет загружен объемами, какие
компании нефтяные пойдут по КТК, какие останутся с нами", - сказал он.
Нефтепровод КТК, проектная мощность которого на первом этапе составит
28 миллионов тонн нефти в год, соединил гигантское нефтяное
месторождение Тенгиз на северо-западе Казахстана с российским портом
на Черном море. Доли в КТК имеют три государства - Россия, Казахстан,
Оман - и несколько компаний во главе с ChevronTexaco, владеющей также
50 процентами в проекте разработки Тенгиза.
НОВЫЕ НЕФТЕПРОВОДЫ
На 2002 год компания КазТрансОйл, входящая наряду с КазТрансГазом и
рядом других более мелких компаний в государственный холдинг Транспорт
нефти и газа, имеет обширные планы по строительству нефтепроводов
внутри Казахстана, который ежегодно увеличивает добычу нефти и
намеревается стать в будущем крупным игроком на мировом нефтяном рынке.
В частности, компания планирует начать строительство нитки Кенкияк-
Атырау, протяженностью 450 километров, которая соединит месторождения
северо-западной Актюбинской области Казахстана с Атырау, где берут
начало и КТК, и основной экспортный нефтепровод КазТрансОйла - Атырау-Самара.
Для реализации этого проекта КазТрансОйл в прошлом году выпустила
еврооблигации на $150 миллионов.
Компания также в этом году намерена проработать вопрос строительства
трубопровода от южного месторождения Кумколь до Кенкияка
протяженностью 700 километров. Пока КазТрансОйл ведет переговоры с
нефтяными компаниями на предмет подтверждения необходимых объемов
гарантированной прокачки нефти для этого проекта.
Другой проект, который компания изучит в 2002 году и, возможно, приступит
к его реализации - 46-километровый нефтепровод от месторождения
Алибекмола до Кенкияка.
Садыков не назвал общий объем инвестиций, необходимый для этих
проектов. Однако он сказал, что компания пока не планирует занимать на
внутреннем или внешнем рынках, поскольку полученных от размещения
еврооблигационного займа денег вкупе с собственными средствами пока
достаточно.
В 2001 году, по оперативным данным, КазТрансОйл направила на ремонт
основных средств 3,87 миллиарда тенге, капитальные вложения составили
10,51 миллиарда тенге.
Садыков, вместе с тем, считает, что в случае необходимости компания,
имеющая кредитный рейтинг Fitch на уровне "ВВ-", или на ступень ниже
странового рейтинга Казахстана, может занять нужную сумму на внешних
рынках капитала.
"Если это будет необходимо, КазТрансОйл без проблем сможет такое
заимствование сделать", - сказал Садыков.