RU
28 апреля 2025, 10:56
Перейти на old.kase.kz
Русский
Информация/
Новости рынков и компаний
06.07.2000 00:00 #Новости KASE

Атырауская область Казахстана - краткая характеристика

/ИРБИС, 06.07.00/ - 07 июля 1999 года в торговой системе Казахстанской фондовой биржи (KASE) будет проведен аукцион по первичному размещению облигаций местного исполнительного органа Атырауской области на сумму 650 млн тенге. В связи с этим ниже приводится характеристика области, выполненная по материалам акимата, ЗАО "Фондовый сервис" и Листинговой комиссии KASE.

Общие сведения об Атырауской области

Область образована 15 января 1938 года и расположена на западе Республики Казахстан. Область занимает обширную часть Прикаспийской низменности и граничит с Западно-Казахстанской, Актюбинской и Мангистауской областями, а также с Астраханской областью Российской Федерации. Территория - 11 863,0 тыс. га. По данным на 01.01.00 года численность населения составляла 439,9 тыс. человек. Центр области расположен в г.Атырау, который является портом на Каспийском море.

Атырауская область имеет уникальные запасы нефтегазового и газоконденсатного сырья, богатые месторождения калиевых и натриевых солей, бората, строительных материалов, а также является важнейшим рыбопромысловым районом. Согласно оценке нефтегазоносности региона извлекаемые запасы нефти составляют порядка 8,8 млрд. тонн, газа - свыше 2 трлн. куб. м. Основные запасы нефти приходятся на месторождение Тенгиз и шельф Каспийского моря, которые составляют примерно половину от объема доказанных запасов по всему Казахстану. Согласно самым последним данным, полученным международным консорциум OKIOC в результате бурения скважины в казахстанском секторе Каспия, запасы месторождения Кашаган оцениваются в 7 миллиардов тонн. Помимо этого область богата лечебными грязями и солеными озерами, что создает благоприятные условия для организации лечебного отдыха.

Атырауская область, благодаря наличию на ее территории богатых месторождений, является благоприятным регионом для вложения капитала. По распределению инвестиций среди областей Атырауская область относится к числу наиболее активных в Казахстане. В 1999 году на развитие экономики области за счет всех источников финансирования привлечено инвестиций в сумме 63 236,8 млн. тенге или 139,0% к 1998 году. За три месяца 2000 года инвестиции в основной капитал по Атырауской области составили 10 206 млн. тенге, что на 34,9% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Доля в общереспубликанском объеме инвестиций составляет порядка 18,5%.

Сегодня в области налажено сотрудничество с более чем 50 иностранными государствами, созданы и успешно работают 73 предприятия с иностранным участием, доля которых в общем объеме промышленной продукции составляет 75%. Внешнеторговый оборот в 1999 году составил 1 588,5 млн. долларов США (114,6% к уровню 1998 года), в том числе экспорт - 1 219,3 млн. долларов (118,7% к 1998 году), импорт - 369,2 млн. долларов (103,0% к 1998 году). Основные статьи экспорта - нефть и нефтепродукты, рыба и рыбная продукция. Основные потребители - дальнее зарубежье: Германия, Польша, Израиль, Турция, Финляндия, Франция, Италия, США; ближнее зарубежье: Россия, Белоруссия, Украина, Литва. Главные поставщики экспортной продукции - СП ТОО "Тенгизшевройл", ОАО "Казахойл-Эмба", СП "Сазанкурак", ОАО "Атыраубалык". В 2000 году внешнеторговый оборот области ожидается в объеме 1 678,6 млн. долларов США или 105,7% к 1999 году.

Промышленное производство области представлено 134 предприятиями, из которых 59 - расположены в городе Атырау. Основными промышленными отраслями являются нефтедобывающая, нефтеперерабатывающая и рыбная, доля которых в общем объеме производства области составляет 94%. В 1999 году предприятиями области произведено продукции на 191 918,1 млн. тенге (в 2,2 раза больше, чем в 1998 году), за три месяца 2000 года - на 82 542 млн. тенге. Согласно прогнозам объем промышленного производства в целом по области в 2000 году ожидается в объеме 217 248,7 млн. тенге. Основной объем прироста приходится на долю нефтедобывающих предприятий, что обусловлено ростом добычи нефти и газа, переработки нефти в результате реконструкции ОАО "Атырауский нефтеперерабатывающий завод" (ОАО "АНПЗ"). Планируется развитие нефтяного машиностроения на предприятиях ОАО "ЗаманНефтемаш" и ОАО "Шельф" для выполнения заказов ЗАО "ННК "КАЗАХОЙЛ" и НКТН "КазТрансОйл". По сравнению с 1998 годом за 1999 год добыча нефти выросла на 10,6%, газа естественного - на 27,6%, серы - на 18,5%, широких фракций легких углеводородов - на 82,4%. В обрабатывающей промышленности индекс физического объема за 1999 год составил 74,1% к 1998 году. Из-за недостатка сырья и дефицита оборотных средств выпуск колбасных изделий снизился на 52,1%, молочных продуктов - на 25,2%, рыбной продукции - на 53,7% к предыдущему году.

Атырауская область полностью обеспечивает свои потребности в электроэнергии за счет трех производителей: ОАО "Атырауская ТЭЦ", СП ТОО "Тенгизшевройл" и ОАО "АНПЗ".

Транспортная инфраструктура области включает в себя 1 480 км железных дорог, 2 752 км автомобильных дорог, 1 237 км нефтепроводов, 3 058,8 км газопроводов, 1 596 км водопроводов, 986 км теплотрассы, водные и воздушные пути.

Порт Атырау имеет морские водные пути с Ираном, Азербайджаном, Туркменистаном; через реку Волга выход в Азовское и Черное моря. Начатые дноуглубительные работы Урало-Каспийского канала обеспечат расширение транспортного потока через порт Атырау.

Приоритетными направлениями социально-экономического развития Атырауской области являются: дальнейшее укрепление макроэкономической стабильности; создание благоприятного инвестиционного климата и условий для устойчивых темпов роста производства; дальнейшее развитие сектора предпринимательства; решение наиболее острых проблем села; реализация областной программы борьбы с бедностью и безработицей; обеспечение занятости и адресной социальной поддержки населения; обеспечение защиты внутреннего рынка труда, создание дополнительных рабочих мест.

Бюджет Атырауской области

Доходы. В соответствии с Законом "О бюджетной системе" в Республике Казахстан самостоятельно функционируют республиканский и местный бюджеты, в совокупности составляющие государственный бюджет. Закон определяет исчерпывающий список налоговых поступлений в местный бюджет, виды неналоговых поступлений в местный бюджет, виды операций с капиталом, доходы от которых поступают в местный бюджет, виды полученных официальных трансфертов. Источником бюджетных поступлений также является погашение основного долга по ранее выданным из местного бюджета кредитам. Превышение поступлений в местный бюджет над ежегодно утверждаемым абсолютным размером бюджетных изъятий остается в распоряжении области.

тыс. тенге

--------------------------------------------------------------------------------
                                           Исполнение бюджета
                           -----------------------------------------------------
Наименование статей                     % к               % к               % к
бюджета                      1999 год  плану   1998 год  плану   1997 год  плану
-------------------------- ----------  -----  ---------  -----  ---------  -----
I. Поступления             16 861 508   99,6  4 849 737   88,9  4 800 886  102,5
Доходы:                    16 758 009  101,9  4 843 020   88,9  4 800 602  102,5
Налоговые поступления      16 364 255  103,5  4 091 611   85,2  4 209 130  105,7
Неналоговые поступления       373 628   60,6    738 019  118,7    591 472   84,2
Операции с капиталом           20 126  104,5     13 390   67,7          -      -
Погашение займов, долгов       23 499   10,2      6 717    3,6        284      -
-------------------------- ----------  -----  ---------  -----  ---------  -----
II. Расходы и кредитование 16 716 013   98,8  4 864 229   86,7  4 895 386  102,5
Расходы:                   16 592 783   98,7  4 843 316   86,7  4 860 908  102,5
Государственные услуги 
общего характера              280 754   98,6    219 491   95,5    243 238  113,4
Оборона                       108 913   98,3     63 747   68,9     78 717   91,4
Общественный порядок и 
безопасность                  266 704   98,5    185 603   94,4    183 603  100,7
Образование                 2 996 487   99,6  1 948 719   91,7  2 140 254  106,1
Здравоохранение             1 624 450   99,7    436 794   73,2    647 172   99,9
Социальное страхование и 
обеспечение                 1 127 701   99,8  1 364 765   86,8    469 326   93,0
Жилищно-коммунальное 
хозяйство                   1 318 891   88,3    174 696   91,1    316 049  104,3
Культура, спорт и информа-
ционное пространство          495 639   99,5    189 280   90,4    181 907  116,0
Сельское, водное, лесное, 
рыбное хозяйство и охрана 
окружающей среды               54 542   96,2    109 264   62,2    156 006  100,2
Промышленность, строительство 
и недропользование             30 000  100,0     94 400   73,4    291 505   95,4
Транспорт и связь           1 174 652  100,0          -      -          -      -
Прочие                        348 134   99,6     56 557   77,7    153 131  100,8
Официальные трансферты      6 765 916  100,0          -      -          -      -
-------------------------- ----------  -----  ---------  -----  ---------  -----
Кредитование                  123 230  100,0     20 913   41,4     34 478  102,8
-------------------------- ----------  -----  ---------  -----  ---------  -----
III. Дефицит (-) / 
профицит (+) бюджета          145 495           -14 492           -94 500

тыс. тенге

-------------------------------------------------------------------------------
                                                    Исполнение бюджета
Наименование статей     2000 год  4 мес. 2000  --------------------------------     
бюджета                     план         план  4 мес. 2000  % к плану  % к году
--------------------  ----------  -----------  -----------  ---------  --------
I. Поступления         16 684 914   7 290 319    7 800 831      107,0      46,8
Доходы:                16 474 254   7 267 981    7 788 184      107,2      47,3
Налоговые поступления  16 161 097   7 102 058    7 565 541      106,5      46,8
Неналоговые поступления   298 469     162 635      217 264      133,6      72,8
Операции с капиталом       14 688       3 288        5 379      163,6      36,6
Погашение займов, долгов  210 660      22 338       12 647       56,6       6,0
--------------------  ----------  -----------  -----------  ---------  --------
II. Расходы и 
кредитование           17 684 914   7 934 320    6 648 638       83,8      37,6
Расходы:               16 574 914   7 264 320    6 635 638       91,3      40,0
Государственные услуги 
общего характера          249 592     95 699        68 501       71,6      27,4
Оборона                    99 880     37 371        28 852       77,2      28,9
Общественный порядок и 
безопасность              235 148     79 422        57 476       72,4      24,4
Образование             2 559 949    899 251       728 860       81,1      28,5
Здравоохранение         1 097 486    349 959       282 290       80,7      25,7
Социальное страхование 
и обеспечение             673 906    214 505       144 784       67,5      21,5
Жилищно-коммунальное 
хозяйство                 720 420    122 453        87 639       71,6      12,2
Культура, спорт и инфор-
мационное пространство    321 927    266 283       209 976       78,9      65,2
Сельское, водное, лесное, 
рыбное хозяйство и охрана 
окружающей среды           80 072     32 767        14 620       44,6      18,3
Промышленность, строи-
тельство и недропользование     -        960             -          -         -
Транспорт и связь         200 000     27 610        22 360       81,0      11,2
Прочие                    333 665    204 224        60 214       29,5      18,0
Обслуживание долга        275 600      3 750             -          -         -
Официальные трансферты  9 727 269  4 930 066     4 930 066      100,0      50,7
--------------------  ----------  -----------  -----------  ---------  --------
Кредитование            1 110 000    670 000        13 000        1,9       1,2
--------------------  ----------  -----------  -----------  ---------  --------
III. Дефицит (-) / 
профицит (+) бюджета   -1 000 000   -644 001     1 152 193

В 1997 году налоговые поступления составляли 87,7% от всех доходов областного бюджета, в 1998-м - 84,4%, за 1999 год - 97,1%, за четыре месяца 2000 года - 97,0% от всех доходов бюджета Атырауской области.

Неналоговые поступления составляют незначительную часть от общих поступлений в областной бюджет. Их доля в общем объеме поступлений в 1997 году составляла 12,3%, в 1998 - 15,2%, в 1999 - 2,2%%, за четыре месяца 2000 года - 2,8%. Поступления в бюджет от операций с капиталом также незначительны и варьируют в пределах 0,3%-0,1% от общего объема.

Правительством республики не предусмотрены какие-либо трансфертные перечисления (гранты) в пользу Атырауской области.

Расходы. В 1999 году 91,6% от общих расходов областного бюджета (после официальных трансфертов в республиканский бюджет) было использовано на реализацию семи основных направлений деятельности, к которым относятся: жилищно-коммунальный сектор, здравоохранение, образование, социальные услуги, транспорт и связь, правоохранительные органы, культура, спорт и информационное пространство.

В соответствии с Законом Республики Казахстан от 11 ноября 1999 года "О республиканском бюджете на 2000 год" бюджетные изъятия (официальные трансферты) для области определены в абсолютном размере равном 9 727 269 тыс. тенге, что составляет 58,3% от суммы всех поступлений в бюджет области.

Использование денег от размещения облигаций

Согласно постановлению Правительства Республики Казахстан от 19 мая 2000 года ь752 "О заимствовании местным исполнительным органом Атырауской области", решению Акима Атырауской области от 06 декабря 1999 года ь251, утвержденному решением II-ой сессии Атырауского областного Маслихата II созыва от 07 декабря 1999 года ь17- II, деньги, которые могут быть получены от размещения облигаций, будут использованы на реализацию в рамках региональной инвестиционной программы проекта "Реконструкция и ремонт автомобильных дорого в г. Атырау". Как данная программа, так и программа "Обслуживание долга местных исполнительных органов", отнесены к числу несеквестируемых решениями Акима Атырауской области от 28 февраля 2000 года ь363 и III-ей сессии Атырауского областного Маслихата II-го созыва от 02 марта 2000 года ь34-II "О внесении изменений и дополнений в решение и. о. акима области от 25 ноября 1999 года ь238 "Об областном бюджете на 2000 год"".

Проект "Реконструкция и ремонт автомобильных дорого в г. Атырау" отобран в качестве приоритетного на основе экспертизы, проведенной Управлением внешнеэкономических связей и инвестиционной политики акимата Атырауской области. Выбор данного проекта определен следующими факторами: существующая сеть дорог и сооружений на них по техническим параметрам и конструктивным элементам дорожных средств не соответствует условиям обеспечения безопасного проезда транспортных средств. Перевозка 49% основных грузов внутри области ложится на автомобильный транспорт. При неблагоприятных технических дорожных условиях снижается производительность автомобиля до 70%, себестоимость перевозок увеличивается на 45%, расход топлива возрастает на 30%. При выполнении предложенной программы строительства и реконструкции автодорог и сооружений скорость на них увеличится с 32 км/час до 86 км/час.

Проект капитального ремонта автомобильных дорог и тротуаров в городе Атырау на 2000 год, определяющий сроки, направление и порядок использования средств, разработан проектно-изыскательским институтом ТОО "Казахский Промтранспроект". Генеральный подрядчик проекта в соответствии с запланированными условиями и сроками, будет выбран на основе тендера.

Риски

Из числа существующих рисков, которые могут негативно повлиять на финансовое состояние эмитента облигаций и его способность отвечать по своим обязательствам выделяются следующие:

1. Изменение государственной экономической политики, касающейся ограничений на импорт и экспорт, а также изменение налоговой политики.

2. Изменения законодательства, касающиеся перераспределения налоговых поступлений между республиканским и местным бюджетом и размеров бюджетных изъятий.

3. Снижение цен на нефть и нефтепродукты может существенно сказаться на поступлениях в бюджет области, а, следовательно, и на способности эмитента отвечать по своим обязательствам.

4. Существует возможность возникновения обязательств эмитента по долгам субъектов, расположенных на территории области, которые гарантированы Правительством.

Поскольку проект "Реконструкция и ремонт автомобильных дорог в г.Атырау" является проектом социальной значимости, существующий риск самого проекта, связанный с неполной его реализацией или соблюдением сроков и других его основных параметров, следует признать незначительным, так как затраты на него будут компенсированы из местного бюджета в любом случае.