ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ НАЦБАНКА КАЗАХСТАНА НА 2007-2009 ГОДЫ
/ИРБИС, Динара Мукашева, 26.04.07/ - Национальный Банк Казахстана опубликовал основные направления своей денежно-кредитной политики на 2007-2009 годы - стратегическую программу действий. Данная программа одобрена постановлением Правления Национального Банка Республики Казахстан #40 от 20 апреля 2007 года.
Учитывая важность документа, агентство ИРБИС приводит главу "Основные направления деятельности Национального Банка на 2007- 2009 годы" в полном объеме.
начало цитаты
В соответствии со статьей 29 Закона Республики Казахстан "О Национальном Банке Республики Казахстан", основной целью денежно- кредитной политики Национального Банка является обеспечение стабильности цен.
Основные направления денежно-кредитной политики определяются ежегодно на предстоящие 3 года, с включением в них прогнозов основных показателей денежно-кредитной политики на 3 года и детализацией мер на предстоящий год.
При разработке прогнозов показателей денежно-кредитной политики на 2007-2009 годы использовалась модель трансмиссионного механизма. При расчетах использовались предположения, что в среднесрочном периоде темпы роста мировой экономики и конъюнктура мировых товарных рынков будет благоприятствовать развитию экономики Казахстана. Кроме того, за основу расчетов и предположений взяты параметры Среднесрочного плана социально-экономического развития страны на 2007-2009 годы (далее - Среднесрочный план). Кроме того, предполагалось, что согласно утвержденному республиканскому бюджету на 2007 год, расходы республиканского бюджета на 2007 год по сравнению с расходами бюджета 2006 года увеличатся на 28,1%.
Прогноз инфляции сделан на основе кривой Филипса, которая отражает теоретические взаимосвязи между отклонением ВВП от его потенциального уровня, инфляционных ожиданий и заработной платы. Последние показатели, в свою очередь, определяются через кредиты экономике, обменный курс, денежная масса и другие показатели. Внешний долг напрямую в рассматриваемые модели не входит.
Прогнозирование потенциальной инфляции на 2007-2009 годы по модели P- star показывает, что в условиях значительного притока иностранного капитала, избытка ликвидности на внутреннем финансовом рынке, роста расходов государственного бюджета сохранится инфляционный фон развития экономики, хотя динамика инфляции будет иметь понижательную тенденцию в среднесрочном периоде.
2.1. Прогнозирование инфляции в среднесрочном периоде и основные ориентиры на 2007-2009 годы
Учитывая большую зависимость дальнейшего состояния экономики страны от цен на энергоресурсы, особенно на нефть, и притоков капитала в страну, при разработке прогноза инфляции на 2007-2009 годы рассматривались 3 сценария развития экономики:
- сценарий "умеренные цены на нефть при умеренном притоке капитала" (цены на нефть ниже 60 долларов США за баррель, приток капитала ниже среднегодового притока капитала в страну за последние 2 года);
- сценарий "умеренные цены на нефть при высоком притоке капитала" (цены на нефть ниже 60 долларов США за баррель, приток капитала выше среднегодового притока капитала в страну за последние 2 года);
- сценарий "высокие цены на нефть" (цены на нефть выше 60 долларов США за баррель).
При всех трех вариантах принято предположение о том, что будущая динамика основных показателей реального сектора будет соответствовать показателям Среднесрочного плана. Так, предполагается, что среднегодовой за прогнозный период рост ВВП составит 9,6%, инвестиций в основной капитал - 18%-20%, заработной платы - 8% в год, трансфертов из бюджета физическим лицам - 8% в год. Кроме того, предполагалось, что согласно утвержденному республиканскому бюджету на 2007 год, расходы республиканского бюджета на 2007 год по сравнению с расходами бюджета 2006 года увеличатся на 28,1%.
Также были приняты во внимание меры, принимаемые Национальным Банком и АФН в рамках работы по ограничению притока иностранного капитала, привлекаемого банками второго уровня.
Динамика инструментов денежно-кредитной политики определялась исходя из складывающейся ситуации отдельно для каждого сценария.
При сценарии "умеренные цены на нефть при умеренном притоке капитала" предполагается, что оценка снижения цен на нефть в качестве долгосрочной тенденции и повышение стоимости заимствования на международных рынках капитала будет обеспечивать снижение объемов нового внешнего финансирования нефтедобывающих проектов и чистого внешнего заимствования банков второго уровня.
При уровне мировых цен на нефть, не превышающем 60 долларов за баррель, темпы роста экспорта товаров и услуг будут составлять около 7% за 2007 год и 4-6% в 2008-2009 годах. Профицит баланса товаров и международных услуг будет компенсировать рост выплат по внешним долговым обязательствам и выплат дивидендов прямым иностранным инвесторам. Ожидается, что в 2007 году баланс по текущим операциям сложится положительным (около 0,4% к ВВП), а в 2009 году увеличится до 1% к ВВП.
С переходом к завершающей стадии наиболее капиталоемких проектов разработки месторождений нефти и газа после 2007 года произойдет постепенное снижение объемов финансирования в виде прямых иностранных инвестиций. Дополнительные объемы финансирования будут обеспечиваться за счет привлечения внешних займов банками и предприятиями республики.
Приток иностранного капитала и экспортной валютной выручки будет способствовать сохранению фундаментальных факторов возможного укрепления тенге, а также дальнейшему накоплению международных резервов и активов Национального фонда.
При этом сценарии активы банков будут расти в среднем за предстоящий трехлетний период на 27% в год. Рост обязательств банков перед нерезидентами составит порядка 9,5-10 млрд. долларов США в год.
Среднегодовые темпы роста международных резервов и активов Национального фонда составят в рассматриваемый период 10% и 23% соответственно.
Среднегодовые значения основных инструментов денежно-кредитной политики на 2007-2009 годы, позволяющие получить допустимые значения прогнозов инфляции для данного сценария выбраны на уровне: переводимые депозиты банков в Национальном Банке - 790 млрд.тенге, другие депозиты банков в Национальном Банке -320 млрд. тенге, объем нот в обращении - 270 млрд.тенге.
При выполнении сделанных предположений относительно будущей динамики показателей реального сектора и инструментов денежно- кредитной политики для сценария умеренных цен на нефть при умеренном притоке капитала получены следующие прогнозы на 2007-2009 годы. Среднегодовой рост денежной базы за прогнозный период составит 18%, денежной массы, депозитов в банковской системе, кредитов экономике 27%- 28%. Среднегодовая инфляция в 2007 году будет находиться в пределах 6,2%-7,2%, в 2008 году - 6,0%-7,0%, в 2009 году - 6,0%-7,0% (приложение 1).
При сценарии "умеренные цены на нефть при высоком притоке капитала" предполагается, что сохранение низкой стоимости заимствования и неопределенность в отношении динамики цен на нефть будет способствовать дальнейшему расширению внешнего заимствования банков и увеличению финансирования проектов в нефтедобыче.
Так как темпы роста экспорта товаров и услуг не зависят от притоков капитала, то они будут такими же, как и в предыдущем сценарии.
Активы банков будут расти в среднем за предстоящий трехлетний период на 32% в год. Рост обязательств банков перед нерезидентами составит порядка 10-12 млрд. долларов США в год.
Среднегодовые темпы роста международных резервов и активов Национального фонда составят в рассматриваемый период 19% и 23% соответственно.
Среднегодовые значения основных инструментов денежно-кредитной политики на 2007-2009 годы, позволяющие получить допустимые значения прогнозов инфляции для данного сценария выбраны на уровне: переводимые депозиты банков в Национальном Банке - 860 млрд.тенге, другие депозиты банков в Национальном Банке -640 млрд. тенге, объем нот в обращении - 317 млрд.тенге.
При выполнении сделанных предположений относительно будущей динамики показателей реального сектора и инструментов денежно- кредитной политики для сценария умеренных цен на нефтьпри высоком притоке капитала получены следующие прогнозы на 2007-2009 годы. Среднегодовой рост денежной базы за прогнозный период составит 30%, денежной массы, кредитов экономике и депозитов в банковской системе 33% - 34%. Инфляция в 2007 году будет находиться в пределах 7,3%-8,3%, в 2008 году - 6,9%-7,9%, в 2009 году - 6,9%-7,9% (приложение 1).
При сценарии "высокие цены на нефть" темпы роста экспорта товаров и услуг составят более 15% в год. Ежегодный рост профицита баланса товаров и международных услуг будет превышать рост чистых выплат иностранным инвесторам и кредиторам. Профицит текущего счета в 2007 году превысит 1% к ВВП, а в 2009 году может достигнуть 3% к ВВП.
Высокий уровень цен на нефть и стабильно высокое доверие иностранных инвесторов будут стимулировать дополнительное финансирование нефтегазовых проектов и увеличение масштабов внешнего заимствования банками и предприятиями республики. Предполагается, что обязательства банков перед нерезидентами будут расти в 2007- 2008 годах на 10-15%, 2009 году прирост замедлится до 2-3%.
Среднегодовые темпы роста международных резервов и активов Национального фонда составят 25-26%. Это будет оказывать большее давление на обменный курс тенге в сторону его укрепления по сравнению со сценариями умеренных цен. При данном сценарии темпы роста международных резервов и активов Национального фонда будут выше на 3- 6 процентных пунктов, чем по сценариям умеренных цен.
Кроме того ожидается, что в условиях высоких цен на нефть дальнейший рост активов банков составит около 50% в 2007 году с постепенным замедлением ежегодных темпов роста до 30-40% в последующие годы.
Среднегодовые значения основных инструментов денежно-кредитной политики на 2007-2009 годы, позволяющие получить допустимые значения прогнозов инфляции для данного сценария выбраны на уровне: переводимые депозиты банков в Национальном Банке - 990 млрд.тенге, другие депозиты банков в Национальном Банке - 860 млрд. тенге, объем нот в обращении - 530 млрд.тенге.
При выполнении сделанных предположений относительно будущей динамики показателей реального сектора и инструментов денежно- кредитной политики для сценария высоких цен на нефть получены следующие прогнозы на 2007-2009 годы. За указанный период среднегодовой рост денежной базы, денежной массы, кредитов экономике и депозитов в банковской системе составит 40% - 41%. Инфляция в 2007 году будет находиться в пределах 8,2%-9,2%, в 2008 году - 8,0%-9,0%, в 2009 году - 8,0%-9,0% (приложение 1).
Основной целью денежно-кредитной политики Национального Банка на 2007-2009 годы будет удержание среднегодовой инфляции:
- при реализации сценария "умеренные цены на нефть при умеренном притоке капитала" в 2007 году в пределах 6,2%-7,2%, в 2008 году - 6,0%-7,0%, в 2009 году - 6,0%-7,0%,
- при реализации сценария "умеренные цены на нефть при высоком притоке капитала" в 2007 году в пределах 7,3%-8,3%, в 2008 году - 6,9%-7,9%, в 2009 году - 6,9%-7,9%.
- при реализации сценария "высокие цены на нефть" в 2007 году в пределах 8,2%-9,2%, в 2008 году - 8,0%-9,0%, в 2009 году - 8,0%-9,0%.
Важно также иметь в виду, что если ВВП, государственные расходы и другие показатели, предусмотренные Среднесрочным планом будут пересмотрены в сторону увеличения, то прогноз инфляции повысится. Кроме того, в случае более интенсивного притока валюты, превышающие показатели сценария высоких цен, и роста доходов населения выше показателей, определенных Среднесрочным планом, денежное предложение может выйти за пределы, необходимые для достижения целевых показателей инфляции.
В данном документе намечены меры по денежно-кредитной политике в основном на 2007 год для сценария умеренных цен на нефть, в том числе по ужесточению денежно-кредитной политики. Меры на последующие годы будут уточняться по результатам 2007 года. В случае реализации сценария высоких цен на нефть меры денежно-кредитной политики могут быть ужесточены в большей степени.
2.2. Меры денежно-кредитной политики на 2007 год при реализации сценария умеренных цен на нефть
В области денежно-кредитной политики в 2007 году Национальный Банк определяет приоритетным направлением своей деятельности осуществление денежно-кредитной политики, ориентированной на обеспечение низкого уровня среднегодовой инфляции.
Будут продолжены работы по повышению эффективности использования денежно-кредитных операций и дальнейшему усилению влияния принимаемых мер на состояние денежного рынка, согласованию ставок по различным видам инструментов денежно-кредитной политики. Мероприятия по повышению регулирующей роли краткосрочных ставок на рыночные ставки вознаграждения будут производиться путем сужения коридора ставок (нижняя ставка - ставка по привлечению депозитов, верхняя ставка - ставка по предоставлению займов).
Регулирование ставок по операциям Национального Банка, включая официальную ставку рефинансирования, будет производится в зависимости от ситуации на денежном рынке и уровня инфляции.
Основными инструментами регулирования ставок вознаграждения на финансовом рынке, а также стерилизации избыточной ликвидности банков останутся краткосрочные ноты и депозиты банков второго уровня в Национальном Банке.
В случае необходимости будет рассмотрена возможность увеличения сроков обращения и увеличения объема выпуска нот для формирования краткосрочной кривой доходности, что потребует значительных затрат Национального Банка. Национальный Банк будет изучать данную возможность и принимать соответствующие решения в зависимости от ситуации на финансовом рынке. В рамках этой работы Национальный Банк считает необходимым усилить координацию работы с Министерством финансов по решению вопросов формирования кривой доходности. Негативное воздействие этой проблемы на Национальный Банк проявляется на ограниченности возможности проведения операций открытого рынка и на ослаблении воздействия инструментов денежно- кредитной политики на основные макропоказатели.
В случае сохранения остроты проблемы избыточной ликвидности банковской системы Национальный Банк продолжит ужесточение денежно- кредитной политики. Для обеспечения устойчивости банковской системы будет совершенствоваться механизм по предоставлению банковских займов, операций репо и переучетных операций, в частности будет проводится работа по расширению перечня залоговых инструментов. Кроме того, в целях усиления эффективности использования инструментов по предоставлению ликвидности (таких как займы рефинансирования и переучет векселей), будет рассмотрена возможность унификации их сроков обращения.
Наряду с проведением ограничительной денежно-кредитной политики для снижения инфляции необходимо ужесточение бюджетной политики, особенно в части бюджета развития, ограничения роста совокупного спроса, а также стимулирование предложения товаров и услуг со стороны отечественных производителей. С целью уменьшения давления на инфляционные процессы ужесточение бюджетной политики должно осуществляться в направлении ограничения роста расходов бюджета, в том числе инвестиционных, ограничения использования государством нефтяных доходов в виде гарантированного трансферта, а также отказа от политики сокращения налогового бремени.
Будут продолжены работы по мониторингу предприятий реального сектора экономики, направленные на формирование оценок тенденций и направлений развития сектора нефинансовых корпораций, сложившейся экономической конъюнктуры и финансового состояния предприятий, а также на расширение практического применения результатов мониторинга в деятельности Национального Банка при определении процентной, валютной политики, установлении нормативов минимальных резервных требований ипри формировании отчетов о финансовой стабильности.
Национальный Банк будет придерживаться режима плавающего обменного курса тенге, то есть динамика номинального курса тенге к иностранной валюте на внутреннем валютном рынке будет определяться в зависимости от спроса и предложения данной иностранной валюты. Национальный Банк не будет устанавливать ориентиры или коридоры колебания курса тенге. Национальный Банк намерен сократить свое участие на внутреннем валютном рынке.
Национальный Банк будет осуществлять операции на валютном рынке, главным образом, для целей Национального фонда, поскольку в соответствии с Правилами конвертации и реконвертации активов Национального фонда Национальный Банк, наряду с продажей иностранной валюты для Национального фонда из международных резервов Национального Банка, может также покупать иностранную валюту на внутреннем рынке.
В области валютного регулирования и валютного контроля в соответствии с Законом РК "О валютном регулировании и валютном контроле" с 1 января 2007 года полностью отменяются существовавшие ограничения по капитальным операциям. С этого момента, при отсутствии валютных ограничений по текущим и капитальным операциям, будет обеспечена полная конвертируемость тенге.
Отсутствие валютных ограничений означает высокую мобильность потоков капитала, что может создать потенциальные угрозы для дестабилизации ситуации на валютном и финансовом рынках. В этих условиях Национальным Банком Республики Казахстан будет усилен мониторинг валютных операций, связанных с движением капитала, продолжены работы по совершенствованию информационной базы по внешнеэкономическим операциям и анализу источников спроса и предложения на внутреннем валютном рынке
В области платежных систем будет продолжена работа по дальнейшему поддержанию функционирования платежных систем на высоком технологическом уровне, обеспечивающем безопасное и своевременное проведение платежей и переводов денег между различными субъектами экономики Казахстана. Данная работа также будет включать в себя системы контроля и надзора за операторами услуг и пользователями платежных систем. Вместе с тем в рамках развития платежных систем в среднесрочной перспективе Национальным Банком будет уделено особое внимание дальнейшему развитию Национальной системы платежных карточек, построению "Платежного шлюза" в рамках создания системы "Электронного Правительства" Республики Казахстан, а также созданию нового Резервного центра для платежных систем.
В области обеспечения стабильности финансовой системы Национальный Банк будет тесно координировать свою деятельность с АФН. При этом будет проводится работа по дальнейшему совершенствованию Отчета о финансовой стабильности. Одной из задач Национального Банка и АФН на предстоящий период будет формирование системы индикаторов финансовой стабильности, выявление и предупреждение ситуаций, которые могут негативно повлиять на устойчивость финансовой системы. Будут разработаны инструменты, позволяющие предотвратить развитие кризисных ситуаций. Важной частью данных работ, способствующих усилению доверия к финансовой системе Казахстана, является обеспечение доступности результатов аналитических работ для широкой общественности на регулярной основе.
В соответствии с Концепцией развития финансового сектора Республики Казахстан на 2007-2011 годы одним из направлений регулирования финансового сектора будет повышение эффективности управления внешним долгом банковского сектора страны.
В целях повышения качественного уровня взаимодействия и организации работ по своевременному выявлению угроз для финансовой стабильности, а также проведения скоординированной политики по регулированию рисков субъектов финансовых отношений в соответствии с международной практикой Национальным Банком совместно с АФН и Правительством в 2007 году будет разработан и подписан Меморандум по финансовой стабильности. Данный документ будет регламентировать компетенцию органов в части регулирования рисков для финансовой стабильности, процедуры информационного взаимодействия, формат проведения регулярных консультаций по вопросам финансовой стабильности, подходы и принципы реализации согласованных мер регуляторного воздействия.
Прогноз основных показателей денежно-кредитной политики на 2007-2009 годы (сценарий "умеренные цены на нефть при умеренном притоке капитала") (на конец периода)
-------------------------------------------------------------------------- 2006 2007 2008 2009 -------------------------------------- ----- ------- ------- ------- Инфляция (в среднем за год, %) 8,6 6,2-7,2 6,0-7,0 6,0-7,0 Официальная ставка рефинансирования, % 9,0 8,0 7,5 7,5 Валовые международные резервы Национального Банка, млрд долл. США 19,1 21,3 23,2 25,2 изменение в % 170,4 11,3 8,9 8,7 Денежная база, млрд тенге: 1501 1828 2221 2468 изменение в % 126,5 21,8 21,5 11,1 Денежная масса, млрд тенге: 3716 5046 6439 7753 изменение в % 79,9 35,8 27,6 20,4 Депозиты резидентов, млрд тенге 3115 4272 5464 6574 Кредиты банков экономике, млрд. тенге 4736 6161 7766 9647 Уровень монетизации экономики, % 38,1 42,5 45,9 46,9 --------------------------------------------------------------------------
Прогноз основных показателей денежно-кредитной политики на 2007-2009 годы (сценарий "умеренные цены на нефть при высоком притоке капитала") (на конец периода)
-------------------------------------------------------------------------- 2006 2007 2008 2009 -------------------------------------- ----- ------- ------- ------- Инфляция (в среднем за год, %) 8,6 7,3-8,3 6,9-7,9 6,9-7,9 Официальная ставка рефинансирования, % 9,0 9,0 8,5 8,5 Валовые международные резервы Национального Банка, млрд долл. США 19,1 24,1 28,1 32,1 изменение в % 170,4 26,2 16,6 14,2 Денежная база, млрд тенге: 1501 2129 2683 3293 изменение в % 126,5 41,8 26,0 22,7 Денежная масса, млрд тенге: 3716 5375 7040 8877 изменение в % 79,9 44,7 31,0 26,1 Депозиты резидентов, млрд тенге 3115 4528 5901 7460 Кредиты банков экономике, млрд. тенге 4736 6682 8914 11153 Уровень монетизации экономики, % 38,1 44,5 48,4 51,3 --------------------------------------------------------------------------
Прогноз основных показателей денежно-кредитной политики на 2007-2009 годы (сценарий высоких цен на нефть) (на конец периода)
-------------------------------------------------------------------------- 2006 2007 2008 2009 -------------------------------------- ----- ------- ------- ------- Инфляция (в среднем за год, %) 8,6 8,2-9,2 8,0-9,0 8,0-9,0 Официальная ставка рефинансирования, % 9,0 9,7 9,5 9,5 Валовые международные резервы Национального Банка, млрд долл США 19,1 25,4 31,8 37,7 изменение в % 170,4 33,0 25,3 18,4 Денежная база, млрд тенге: 1501 2295 3190 4170 изменение в % 126,5 52,8 39,0 30,7 Денежная масса, млрд тенге: 3716 5636 7850 10249 изменение в % 79,9 51,7 39,3 30,6 Депозиты резидентов, млрд тенге 3115 4700 6552 8662 Кредиты банков экономике, млрд. тенге 4736 7151 10033 13062 Уровень монетизации экономики, % 38,1 46,6 54,0 59,2 --------------------------------------------------------------------------
конец цитаты
С полной версией данного документа можно ознакомиться на официальном Интернет-ресурсе Нацбанка Казахстана www.nationalbank.kz
[2007-04-26]