ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ УЧАСТНИКИ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ КАЗАХСТАНА ОБРАТИЛИСЬ К ПРЕЗИДЕНТУ РЕСПУБЛИКИ С ОТКРЫТЫМ ПИСЬМОМ

18.03.99 00:00
/ИРБИС, 18.03.99/ - Биржевой Совет Казахстанской фондовой биржи (KASE) и Совет Ассоциации Брокеров и Дилеров рынка ценных бумаг Республики Казахстан (АБД) сегодня обратились к Нурсултану Назарбаеву с открытым письмом, которое будет опубликовано в газете "PANORAMA". Ниже приводится полный текст обращения. ОТКРЫТОЕ ОБРАЩЕНИЕ К ПРЕЗИДЕНТУ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН Многоуважаемый господин Президент! Биржевой Совет Казахстанской фондовой биржи и Совет ассоциации брокеров и дилеров считает необходимым обратиться к Вам по вопросам, которые являются жизненно важными для развития экономики страны и, в том числе, для казахстанского рынка ценных бумаг. После Вашей победы на выборах 10 января и решения, тем самым, вопроса политической стабильности в Казахстане, достижение экономической и финансовой стабильности, улучшение инвестиционного климата и устойчивость налогового режима в значительной мере затрудняются неопределенностью по трем позициям - валютному курсу, программе приватизации и возможному введению новых налогов. После кризиса в России 17 августа и существенной девальвации валют ряда других стран СНГ в Казахстане не прекращаются спекуляции о возможном падении курса тенге. Об этом пишут и говорят СМИ, оппозиция, различные <эксперты> и т.д. Мы хорошо понимаем, что ситуация в нашей стране существенно благоприятней российской 1998 года, и валовые резервы Национального Банка, практически равные тенговой денежной массе, позволяют обеспечить стабильность курса национальной валюты. Но при этом уже несколько месяцев рынок ждет четкой позиции правительства по вопросу о девальвации национальной валюты и не может ее получить. Из-за этой неопределенности наблюдается ползучая долларизация, население и бизнес стараются максимально переводить свободные средства из тенге в доллары. Поскольку ценные бумаги номинированы в тенге, но потенциальные доходы инвесторы (как казахстанские, так и иностранные) считают обычно в долларах, участники рынка ценных бумаг крайне заинтересованы в определенности ситуации по курсу тенге на 1999 год. Если такой определенности не будет, то трудно ожидать инвестиций в нашу экономику отечественного и иностранного бизнеса, масштабного привлечения средств населения в ценные бумаги. Мы понимаем, что у целого ряда предприятий, экспортирующих свои товары или конкурирующих с заметно подешевевшим импортом из России, возникли проблемы. Но резкая девальвация не решит этих проблем, создав много новых и более сложных. Опыт стран Юго-Восточной Азии в 1997-98 гг. и полугодовой опыт России показали, что резкая девальвация приводит к существенному сокращению реальных доходов населения, кризису всего финансового сектора и принудительному сокращению сбережений населения, номинированных в национальной валюте. Крайне нежелательным последствием является долговременная инерция паники населения и инвесторов, дискредитация пенсионной реформы из-за обесценивания активов накопительных пенсионных фондов. Определенный уровень девальвации, как разумный компромисс между интересами разных секторов экономики, возможен, но он не должен быть резким, суммарно превышать 10-15% весь 1999 год и должен быть срочно официально объявлен правительством. Второй блок вопросов - это приватизация. Именно доходы от приватизации позволили бы правительству закрыть и дефицит бюджета, и дефицит платежного баланса в 1999 году, наряду с увеличением резервов Национального Банка, поскольку на пакеты акций крупных предприятий основными покупателями могут стать иностранные инвесторы. Но с осени 1997 года практически никаких подвижек по программе <голубых фишек> нет - четыре мандата, выданных на продажу части госпакетов в апреле 1998 года (Актобемунайгаз, Казахмыс, Мангистаумунайгаз и Усть- Каменогорский титано-магниевый комбинат) до сих пор не реализованы, а тендер на продажу государственных пакетов акций еще в четырех компаниях (Казхром, Казцинк, Алюминий Казахстана и Соколовско- Сарбайское ГОПО) так и не состоялся, хотя должен был быть завершен 10 декабря 1998 года. Мы объективно имеем лучшую в СНГ инфраструктуру рынка ценных бумаг, фондовую биржу и брокерские фирмы, деятельность которых построена на международных стандартах. Многочисленные контакты с потенциальными иностранными инвесторами говорят о сохранении значительного интереса к инвестициям в казахстанские ценные бумаги, при условии финансовой стабильности и определенности, а также наличия достаточного количества ликвидных ценных бумаг. В ближайшие два-три года единственный серьезный источник ценных бумаг - это приватизация государственных пакетов акций крупных предприятий. Поэтому необходима четкая программа приватизации казахстанских "голубых фишек" с жесткими и обязательными для всех правилами и прозрачными процедурами. Третий блок вопросов - это вероятность введения новых налогов, более всего пугающая любых инвесторов, особенно известных и крупных, придерживающихся осторожной и консервативной инвестиционной стратегии. Расчет доходности операций инвесторами проводится при существующей налоговой базе и если потом правительство ее меняет, инвесторы, неся убытки, резко снижают активность или вовсе уходят с рынка. Тогда остаются только высокорисковые малоизвестные и не крупные инвесторы, требующие неоправданно завышенной доходности. Опасения распространения нового налога на валютообменные операции на безналичную конвертацию валюты, предложения о налогообложении операций с государственными и корпоративными ценными бумагами, могут привести к тому, что из-за краткосрочных узко фискальных целей резко ухудшится инвестиционный климат, и пострадают долгосрочные интересы экономики. Казахстан и сейчас, к сожалению, пока не имеет репутации страны со стабильным налоговым режимом, и возможность введения новых налогов еще более отпугнет потенциальных инвесторов. При принятии окончательных решений по трем вышеизложенным вопросам убедительно просим Вас учесть точку зрения профессиональных участников рынка ценных бумаг.