S&P подтвердило рейтинговые оценки Республики Казахстан, прогноз "Стабильный"
05.07.13 19:40
/Standard & Poor's, Лондон, 05.07.13, перевод с английского Standard &
Poor's, заголовок KASE/ – Служба кредитных рейтингов Standard & Poor's
подтвердила долгосрочные и краткосрочные суверенные кредитные
рейтинги Республики Казахстан по обязательствам в иностранной
и национальной валюте – на уровне "ВВВ+/А-2". Прогноз по рейтингам
Казахстана – "Стабильный".
Кроме того, мы подтвердили рейтинг по национальной шкале Республики
Казахстан на уровне "kzAAA".
ОБОСНОВАНИЕ
Рейтинги Республики Казахстан отражают высокие бюджетные показатели
и показатели внешнего баланса, а также рост ВВП на душу населения,
превышающий средние показатели. Это обусловлено значительными
запасами природных ресурсов. Позитивным рейтинговым фактором также
является позиция правительства как нетто-кредитора. Уровень рейтингов
по-прежнему сдерживается политическими рисками: высокой степенью
централизации политических процессов, сохраняющейся
неопределенностью в вопросе о будущем преемнике действующего
президента, а также ограниченной гибкостью монетарной политики.
Уровень рейтингов также ограничен умеренным уровнем развития
экономики (ВВП на душу населения в 2013 г. лишь немногим превысит
13 000 долл.) и высокой зависимостью экономики от добывающего сектора.
После посткризисного роста, составлявшего в 2010–2011 г. в среднем 7,4%,
экономический рост замедлился вследствие небольшого снижения объемов
нефтедобычи и менее благоприятных условий торговли. В 2012 г. чистый
экспорт в реальном выражении впервые за пять лет существенно
сократился. Мы ожидаем, что прирост ВВП в 2013 г. составит лишь чуть
более 5%. Наши ожидания основываются на умеренном росте объемов
нефтедобычи в 2013 г. (82 млн т против 79 млн т в 2012 г.), ценах на нефть,
в среднем соответствующих уровню 2012 г., продолжающемся слабом
внешнем спросе на металлы и умеренном урожае сельскохозяйственных
культур. Кашаганское нефтяное месторождение, когда оно будет введено
в эксплуатацию, после 2014 г. обеспечит более существенный вклад
в экономический рост, однако мы не ожидаем, что рост превысит 6% в
рамках нашего горизонта прогнозирования (2014-2016 гг.).
ВВП на душу населения в 2013 г., по оценкам, будет немногим выше 13 000
долл.; в долгосрочной перспективе рост ВВП на душу населения, как
ожидается, в среднем составит 4,4% в год (2007-2016 гг.). Риски для
нашего базового сценария заключаются главным образом в ослаблении
внешнего спроса и в снижении цен на нефть.
Казахстан имеет сильные бюджетные показатели. Учитывая, что
поступления от нефтедобычи составляют 50-60% совокупных доходов
бюджета правительства (мы консолидируем бюджет Национального Фонда
Республики Казахстан (НФРК) с бюджетом страны) и исходя из
относительно ровных объемов нефтедобычи и стабильных цен на нефть
в 2011-2013 гг., мы ожидаем, что профицит бюджета сократится с 5% ВВП
в 2012 г. до 3,5%. Правительство планирует небольшие ежегодные
отчисления из НФРК в бюджет, что мы рассматриваем как обеспечение
важной "подушки безопасности" для бюджета страны в случае внешних
стрессовых ситуаций, учитывая высокую зависимость Казахстана
от экспорта сырьевых товаров. Одновременно правительство производит
заимствования для финансирования "дефицита" (то есть разницы между
доходами и расходами, не покрываемой перечислениями из НФРК) –
преимущественно на внутреннем рынке.
Мы ожидаем, что ежегодное изменение долга расширенного правительства
в среднем будет составлять 1,8% ВВП в 2013-2016 гг. В соответствии
с нашим базовым сценарием перечисления из НФРК в бюджет страны
останутся в рамках разрешенного в настоящее время максимума (9,2 млрд
долл в год), и позиция правительства как нетто-кредитора в 2013 г.
укрепится (превышение активов над обязательствами составит до 26%
ВВП).
Превышение внешних обязательств страны над активами снизилось с 80%
поступлений по счету текущих операций (СТО) в 2009 г. до 24% в 2012 г.
Внешние ликвидные активы в настоящий момент превышают внешний долг.
Потребности страны во внешнем финансировании увеличились до 95%
поступлений по СТО в 2012 г., но были меньше пикового значения в 115%
в 2007 г. Мы ожидаем, что они будут расти в пределах нашего
прогнозируемого рейтингового горизонта. Ожидается, что профицит
по счету текущих операций сохранится, хотя и сократится по сравнению
с 2011 г., и будет поддерживаться значительным профицитом торгового
баланса, несмотря на наши ожидания роста импорта, обеспечиваемого
притоком прямых иностранных инвестиций (ПИИ) и растущим спросом.
Наши прогнозы предусматривают, что политическая ситуация в Казахстане
останется стабильной. Потенциал для значительных угроз правлению
президента Нурсултана Назарбаева, находящегося у власти с 1991 г., как
в виде внутриэлитного конфликта, так и в форме протестного движения,
ограничен. Институциональные риски остаются высокими, учитывая
недостаточную ясность относительно будущего преемника действующего
президента и соответствующих изменений политики. Процесс принятия
политических решений высокоцентрализован. Как правило, президент
страны определяет стратегию в целом, тогда как конкретные законы
и детали стратегии появляются вскоре после этого.
Мы полагаем, что планы правительства по консолидации и национализации
частных пенсионных фондов под управлением Национального Банка
Казахстана (НБК) могут воспрепятствовать развитию рынков капитала.
Пенсионные фонды являются держателями половины ценных бумаг
правительства. Они также являются важными держателями выпусков
корпоративных долговых обязательств. С нашей точки зрения,
национализация отрасли приведет к ослаблению системы сдержек
и противовесов, создаваемой рынком частного капитала.
В конце 2012 г. президент страны озвучил новый курс в рамках
долгосрочной стратегии развития – "Стратегия "Казахстан-2050", ставящей
своей задачей вхождение Казахстана в список 30 наиболее развитых стран
мира. Мы считаем, что в условиях текущей ситуации, где доминирующая
роль в экономической и политической сферах отведена государству,
существуют лишь ограниченные перспективы для значительной
диверсификации экономики Казахстана, и ее зависимость от нефтяного
сектора останется высокой.
ПРОГНОЗ – "СТАБИЛЬНЫЙ"
Прогноз "Стабильный" отражает нашу точку зрения о сбалансированности
рисков с точки зрения их влияния на рейтинги. Мы можем понизить
рейтинги в случае устойчивого замедления роста экономики или
значительного ухудшения баланса бюджета и внешнего баланса. Рейтинги
также могут оказаться под давлением из-за ухудшения политической среды
вследствие приверженности политике, не обеспечивающей устойчивый
экономический рост в среднесрочной перспективе, или из-за повышения
рисков, связанных с процессом перехода власти в будущем.
Суверенные рейтинги могут быть повышены в случае улучшения
политической среды, которое обеспечило бы большую прозрачность
и предсказуемость процесса принятия политических решений и усиление
системы политических институтов. Позитивное влияние на рейтинги могут
также оказать ускорение темпов проведения реформ и усиление мер
по диверсификации экономики, а также по повышению гибкости денежно-
кредитной политики.
В соответствии с нашей политикой и процедурами в состав Рейтингового
комитета вошли аналитики, имеющие достаточную квалификацию для
участия в голосовании на заседании комитета и достаточный опыт для
обеспечения надлежащего уровня знаний и понимания соответствующей
методологии (см. "Критерии и статьи, имеющие отношение к теме
публикации"). В начале Комитета его председатель подтвердил, что
информация, представленная Рейтинговому комитету ведущим кредитным
аналитиком, была своевременно распространена и была достаточной для
принятия обоснованного решения членами Комитета.
После вводной презентации ведущего кредитного аналитика и разъяснения
им своих рекомендаций члены Комитета обсудили основные рейтинговые
факторы и важнейшие вопросы в соответствии с применяемыми
критериями. Члены Комитета рассмотрели и обсудили качественные
и количественные факторы риска на основе данных за прошлые периоды
и прогнозов. Председатель Комитета обеспечил возможность высказать
свое мнение каждому члену комитета с правом голоса. Председатель
Комитета или уполномоченный им представитель ознакомился с проектом
отчета, чтобы обеспечить его соответствие решению Комитета. Мнения
и решение Рейтингового комитета представлены в приведенном выше
обосновании и прогнозе.
РЕЙТИНГ-ЛИСТ
Рейтинги подтверждены
Республика Казахстан
Суверенные кредитные рейтинги по обязательствам в иностранной
и национальной валюте
ВВВ+/Стабильный/А-2
Рейтинг по национальной шкале
kzAAA
Оценка риска перевода и конвертации валюты для казахстанских
несуверенных заемщиков
ВВВ+
Рейтинг приоритетного необеспеченного долга
ВВВ+
Краткосрочный долг
А-2
Ведущий кредитный аналитик:Ана Йеленкович, Лондон (44) 20-7176-7116;
ana.jelenkovic@standardandpoors.com
Второй контакт:Кай Штукенброк, Франкфурт (49) 69-33-999-247;
kai.stukenbrock@standardandpoors.com
[2013-07-05]