/ДОПОЛНИТЕЛЬНО/ Долгосрочный кредитный рейтинг "Казакстан Темир Жолы" повышен до "ВВ+"; прогноз - "Стабильный"
05.11.03 00:00
/Standard & Poor's, Москва, перевод с английского, 03.11.03/ - Сегодня
Standard & Poor's сообщило о повышении долгосрочного кредитного
рейтинга железнодорожной корпорации "Казахстан Темир Жолы" (КТЖ) с
"ВВ" до "ВВ+". Пересмотру рейтинга предшествовал детальный анализ
производственного и финансового профиля компании вслед за повышением
суверенного рейтинга Республики Казахстан (по обязательствам в
иностранной валюте: BB+/Стабильный/B; по обязательствам в
национальной валюте: ВВВ-/Стабильный/А-3) 28 мая 2003 г.
Кредитный рейтинг КТЖ, вертикально интегрированной железнодорожной
монополии Казахстана, отражает неопределенность, связанную с
грядущими изменениями системы тарифного регулирования, высокие
потребности инвестирования, а также возможные последствия
реструктуризации отрасли, в том числе угрозу конкуренции в отдельных
сегментах бизнеса КТЖ. Влияние этих факторов на данном уровне
кредитного рейтинга компенсируется тем, что группа КТЖ полностью
принадлежит государству и имеет стратегическую значимость для
национальной экономики, занимает доминирующее положение на рынках
грузовых и пассажирских железнодорожных перевозок в Казахстане, а также
продолжающимся улучшением коммерческих показателей группы и
относительно низкой долговой нагрузкой.
В 2002 г. доходы КТЖ превысили 1,1 млрд долл. Группа управляет 13 600 км
железнодорожного полотна, более 1 900 локомотивов и до 77 000 вагонов.
Активы группы также включают в себя ряд ремонтных и обслуживающих
предприятий.
Ключевые направления деятельности группы - грузовые перевозки (около
87% выручки) и пассажирские перевозки (около 9% выручки). Прочие
доходы генерируются за счет неосновных видов деятельности, таких как
водо- и теплоснабжение. Грузоперевозки включают в основном
транспортировку угля, руды, нефти и нефтепродуктов. Группа производит до
4,5% национального ВВП и обеспечивает примерно 2% рабочих мест в
Казахстане, что еще раз подчеркивает важное значение компании для
центрального правительства. Поскольку основой экономики Казахстана
является добывающая промышленность, экономика в значительной степени
зависит от железных дорог как основного вида транспорта. На долю КТЖ
приходится 68% грузооборота и 57% пассажирооборота в Казахстане.
Развитие трубопроводного и автотранспорта не окажет существенного
негативного влияния на рыночные позиции железнодорожного транспорта в
Казахстане. Такое влияние в любом случае будет компенсировано
развитием новых железнодорожных маршрутов и направлений, в
особенности расширением сообщения с Китаем.
В соответствии с планами реструктуризации железнодорожной отрасли
Казахстана грузовые и пассажирские перевозки будут постепенно
либерализованы. Тем не менее КТЖ сохранится как вертикально
интегрированная компания, фокусируя свое внимание на модернизации
железнодорожной инфраструктуры и локомотивного парка. Отрасль уже
стала доступной для частных перевозчиков. В системе регулирования
планируется перейти от установления конечных тарифов к регулированию
только "платы за доступ к сети". Методика установления и уровень "платы за
доступ к сети" пока до конца не ясны, что представляет собой один из
ключевых рисков для КТЖ. Однако, основываясь на опыте предыдущих лет,
Standard & Poor's предполагает, что регулирование платы за доступ сети
также будет благоприятным и обеспечивающим покрытие издержек
компании.
Standard & Poor's ожидает, что в результате либерализации рынка
железнодорожных грузоперевозок доля КТЖ в этом сегменте может
снизиться до 50% в среднесрочной перспективе. Негативный эффект
либерализации на денежные потоки компании, как ожидается, будет
компенсирован ростом объема железнодорожных перевозок в целом, а
также тем, что за КТЖ как инфраструктурной монополией будет закреплено
право сбора "платы за доступ к сети".
Степень износа основных активов довольно высока, что влечет за собой
значительные затраты на обслуживание и ремонт. Однако
крупномасштабная инвестиционная программа позволит КТЖ улучшить
качество активов в более отдаленной перспективе. В ближайшие три года
компания планирует потратить около 1 млрд долл. на капитальные
вложения, концентрируясь в основном на модернизации железнодорожной
инфраструктуры и локомотивного парка.
Правительственная поддержка КТЖ выражается в том, что до 70%
совокупной задолженности группы гарантировано государством. Standard &
Poor's оценивает влияние тесной связи между КТЖ и правительством в
соответствии с критериями, применяемыми к организациям, получающим
поддержку от правительства (government-supported entities), и
рассматривает КТЖ как компанию, участвующую в реализации
экономической политики государства, кредитный рейтинг которой тесно
связан с суверенным рейтингом.
Финансовое положение группы остается прочным. Уровень долговой
нагрузки относительно низок: отношение операционного денежного потока
FFO (до изменения оборотного капитала) к совокупному долгу составило в
2002 г. 145%. Необходимость инвестирования значительных средств в
инфраструктуру, скорее всего, повлечет за собой дополнительные
заимствования, однако ожидается, что даже в этом случае соотношение
FFO и совокупного долга не будет ниже 30%, а показатель обеспеченности
нетто процентных расходов FFO останется на уровне выше 10 раз.
Ликвидность
В настоящее время позиция ликвидности компании не вызывает опасений.
По состоянию на 2 октября 2003 г. остатки денежных средств группы
составляли 24,7 млрд тенге, что превышает сумму совокупного долга
компании.
Прогноз
Стабильный прогноз отражает стабильный прогноз суверенных рейтингов,
так как компания тесно интегрирована с центральным правительством.
Кроме того, прогноз отражает ожидания Standard & Poor's, что в результате
либерализации сегмента грузовых железнодорожных перевозок и
изменений в тарифном регулировании не произойдет существенного
ухудшения производственного и финансового положения компании.
Повышение суверенных рейтингов Казахстана не обязательно приведет к
повышению рейтинга KТЖ.
-----------------------------------------------
Рейтинг-лист До От
------------ ---------------- ---------------
Кредитный рейтинг заемщика
------------------------------ ---------------
BB+/Стабильный/- BB/Позитивный/-
-----------------------------------------------
Для получения более подробной информации:
Михаил Галкин, Москва, 7 (095) 783-41-32
Пол Лунд, Лондон, 44 (207) 826-37-15
Адреса электронной почты аналитиков:
mikhail_galkin@standardandpoors.com
paul_lund@standardandpoors.com
Infrastructureeurope@standardandpoors.com
[2003-11-05]