Правительство Казахстана хочет вернуть полный контроль над Air Kazakhstan

25.03.02 00:00
/REUTERS, Астана, Раушан Нуршаева, 25.03.02/ - Правительство Казахстана планирует выкупить 50 процентов акций национальной авиакомпании Air Kazakhstan у ее основного кредитора - Казкоммерцбанка, - вернув авиакомпании государственный статус, сказал вице-премьер Карим Масимов. "Мы сейчас ведем переговоры с акционерами Air Kazakhstan о том, чтобы государство выкупило долю этих акционеров, чтобы сделать компанию Air Kazakhstan государственной, и оказать ей некоторые преференции", - сказал он депутатам в понедельник. "Вопрос принципиально решен. Вопрос сейчас цены, правительство одну цифру назвало, акционер (Казкоммерцбанк) - другую, нормальный торг", - добавил позже Масимов, отвечая на вопросы журналистов. Он отказался от более детального комментария. Государство утратило контроль над Air Kazakhstan в 2000 году, когда из-за долга перед Казкоммерцбанком на сумму около $20 миллионов компания оказалась на грани банкротства. Правительство передало тогда банку 50 процентов акций Air Kazakhstan и пообещало отдать в управление госпакет, чего так и не сделало. Ранее высокопоставленный правительственный чиновник не исключал возможность банкротства убыточной Air Kazakhstan. В свою очередь, Казкоммерцбанк, которому отягощенный стареющим авиапарком перевозчик должен около $30 миллионов, объявил ранее о готовности пойти на реструктуризацию долга "лет на десять" и инвестировать в развитие компании. Масимов сказал депутатам, что правительство после решения вопроса собственности в Air Kazakhstan в пользу государства намерено в ближайшее время создать крупную национальную авиакомпанию. "В области гражданской авиации в ближайшее время будет консолидация, создание крупной национальной компании при поддержке государства с точки зрения приобретения авиационной техники и поддержания аэропортов", - сказал он. Вице-премьер Масимов, который сейчас также временно исполняет обязанности министра транспорта и коммуникаций, признал ошибки государства в области гражданской авиации, однако не теряет оптимизма. "Ошибок мы наделали за последние десять лет достаточно много в гражданской авиации, но ситуация не безнадежная, она сдвигается", - сказал Масимов. КАЗАХСТАН ОБНОВИТ АВИАПАРК Масимов отметил, что авиакомпания Air Astana, в которой по 50 процентов акций принадлежат Казахстану и британской BAE System, приобрела в лизинг три новых самолета Боинг 737-700, которые начнут летать уже с 20 апреля. Кроме того правительство договорилось с Россией о приобретении до конца этого года пяти-шести новых ЯК-42Д, которые будут использоваться для внутренних авиарейсов. Сейчас, по данным Масимова, в Казахстане существует 47 авиакомпаний. После того, как министерство транспорта и коммуникаций повысило квалификационные требования к авиакомпаниям, их количество может существенно сократиться. "Если у компании один полуразрушенный самолет, она не может называться компанией", - сказал Масимов. Он также заявил, что государство намерено сохранить как Air Kazakhstan, так и Air Astana. "И та, и другая компании будут жить; в какой форме дальше это произойдет - будут ли они как холдинг единый работать, либо сольются в одну компанию, либо как две компании будут работать - это время покажет", - сказал он.